Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Алхасова Т. Д.
11 минут 3444 774

Мастера своего дела: Алхасова Т. Д.

Alhasova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Алхасову Татьяну Джеммовну, преподавателя по классу скрипки МБУ ДО «Детская школа искусств с. Святославка», Саратовская область . Сегодня Татьяна Джеммовна с радостью предлагает вашему вниманию формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей. Статья будет полезна педагогам дополнительного, дошкольного образования, а так же родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Джеммовны:

«В статье рассматриваются формы и методы воспитания и развития творческих способностей детей».

Познавательного чтения…


                                       Формы и методы воспитательной работы, используемые в развитии творческих способностей.                                                                                          

Несмотря на то, что необходимость по-настоящему гуманистического воспитания определена «Законом об Образовании», его становление идет весьма болезненно. Практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятия «личность», «гуманистическое воспитание», «субъект воспитания» и т.д., понимаются по привычной схеме: только воздействуя на ученика можно сформировать из него «гуманную» личность. Поэтому в организации воспитательной работы возникает двойственность: новые средства и формы наполняются традиционным содержанием. Это приводит к возникновению парадоксов и противоречий, которые не продвигают воспитательную деятельность к гуманистическим ценностям, а возвращают её к традиции формирования « правильных» качеств личности. Происходит это из-за непонимания преподавателями различий между двумя основными подходами к воспитанию - формирующим и развивающим, различий между смыслами, заложенными в каждом из них. Однако, разновидность образованности, связанная с навыками поведения, во многих языках дополняется термином «культурный». Благодаря приобретению навыков поведения, человек становится культурно образованным, т.е. понимающим смысл своего существования и умеющим осмысленно (осознанно) реализовать его в своей жизни. Но процесс приобретения опыта такого воспитания направлен не на его осознание, а на его приучение к определенным действиям.

Такой опыт воспитания с трудом можно отличить от опыта обучения. В нем также присутствуют знания и умения, которые надо передавать и формировать. Весьма схожи и средства, используемые как для обучения, так и для воспитания: изучение, объяснение, демонстрация, упражнение и т.д. Воспитание посредством научения- необходимый, но не единственный этап в младенческом возрасте как человечества , так и отдельного человека.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания; содержание и направленности воспитательных задач; возраст учащихся; уровень их воспитанности и личного социального опыта; особенности и традиции региона; технические и материальные возможности школы; уровень профессионализма преподавателя.

Теоретически можно выявить пять условий развития творческих способностей. Итак, первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.

Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

Второе - окружающая среда. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями, математиков — математическими и т. д.                   А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей.

Третье условие - выше и выше. Это чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

Четвертое -больше свободы. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно — четвертое — важное условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Пятое условие - умная помощь. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь—в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу! Мы не будем делать так.

«Дедушка» космонавтики К.Э. Циолковский как-то сказал, что он сначала открывал истины известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, только потом он стал открывать истины, неизвестные никому. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей, используемых для достижения цели. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному, Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Игра - это вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными признаками творческих способностей.

1.Каждая игра представляет собой набор задач

2.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности

3.Задачи имеют широкий диапазон трудностей

4.Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию   творческих способностей.

Для эффективности развития творческих способностей у детей нужно развивать способности с самого раннего детства. Творческие игры должны быть разнообразными по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы - практические, словесные и наглядные.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование.

К наглядным методам относится наблюдение – это сбор информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях (рассматривание картин, рисунков, просмотр фильмов, слушание музыки).

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Ребенок в своем художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. При создании условий для свободного выбора занятий различными видами художественной деятельности (это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одаренности ребёнка посредством искусства) у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я - концепция, в основе которой лежит творчество как ценность.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод о том, что интеграция различных видов искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одаренности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Список литературы

  1. Левин В.Н. «Воспитание творчества»,- Томск, Пеленг,- 1993,с.53;
  2. Венгер Н.Ю. «Путь к развитию творчества»,- Дощкольное воспитание,-1982, №11 с. 32-38;
  3. Педагогика ,- М.,Роспедагенство, 2010, с.123;
  4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии,- М.,2009,с.41

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1165 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676