Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие познавательных или интеллектуальных способностей ребенка в процессе чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС ДО
27 минут 7800 1524

Развитие познавательных или интеллектуальных способностей ребенка в процессе чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС ДО

Kichigina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Кичигину Людмилу Назиржоновну, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Людмила Назиржоновна в своей статье расскажет о развитии познавательных или интеллектуальных способностей ребенка в процессе чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС ДО. Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Назиржоновны:

«В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции».

Увлекательного чтения…


Развитие познавательных или интеллектуальных способностей ребенка в процессе чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС ДО

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

ФГОС ДО выдвигает одно из требований создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Чтение художественной литературы помогают наиболее качественно решить эту задачу.

Цель данной работы: выявить особенности использования произведений художественной литературы в образовательном процессе ДОО в рамках ФГОС.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике.

2. Определить задачи и содержание работы ДОО по ознакомлению детей с художественной литературой.

3. Выявить эффективные формы и методы работы по освоению детьми познавательно-речевого направления, через чтение художественной литературы.

Глава 1. Сущность работы по освоению детьми познавательно-речевого направления, через чтение художественной литературы

1.1. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике

Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами издавна.

К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Для многих поколений детей с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» была связана радость открытия красоты и силы родного языка, мудрости и богатства родной литературы.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. В 20-е годы прошлого века серьезное внимание работе с детской книгой уделяла Е. А. Флерина. Она отмечала, что эстетическое воспитание средствами художественного слова – важнейшая часть всестороннего воспитания детей. Свой опыт работы с детьми Е. А. Флерина отразила в пособии «Живое слово в дошкольном учреждении». Основные разделы этого пособия были посвящены разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.) . Е. А. Флерина отмечала, что овладение искусством выразительного чтения – профессиональная обязанность воспитателя. Е. А. Флериной была детально разработана методика использования художественной литературы в детском саду. Ценно то, что Е. А. Флерина подчеркивала значение художественного произведения как произведения искусства, обосновывала требования бережного отношения к тексту, использования разнообразных приемов (например, беседы по прочитанному).

Ученица Е. А. Флериной М. М. Конина продолжала развивать идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий по ознакомлению детей с художественной литературой: чтение или рассказывание одного произведения; чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой; чтение в сочетании с музыкой и др. Она углубила подходы к использованию художественной литературы как к средству умственного, речевого, нравственного и эстетического воспитания.

Н. С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка. С учетом специфики детской литературы ею был определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы.

В дальнейшем проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской, Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В. В. Шевченко и др., в современных образовательных программах.

Л. М. Гурович рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда для ребенка характерна наивность детского восприятия, он еще недостаточно отделяет жизнь от искусства, в его восприятии герой должен быть удачлив, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Э. П. Короткова исследует влияние художественной литературы на развитие речи детей, обогащение их словарного запаса, усвоение новых понятий, образцов связной речи, ее грамматического строя, выразительности речи.

А. Арушанова отмечает, что художественная литература при определенных условиях способствует развитию творческих, коммуникативных способностей детей. С этой целью автор предлагает использовать таких форм и методов работы с произведениями художественной литературы, как театрализованная игра, рассказывание сказок детьми, обсуждение, моделирование и др.

Современные исследователи детского чтения важное значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

1.2. Цели и задачи освоения детьми познавательно-речевого направления посредством чтения художественной литературы

Невозможно переоценить роль художественной литературы в процессе становления личности ребёнка. Книга служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения.

Педагоги говорят о том, что необходимо с раннего детства развивать интерес к художественной литературе.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает всё то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. И большую роль в мировосприятии ребенка играет художественная литература. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Они могут стать не только ярким дополнением, но и актуальным средством развития познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Э. П. Короткова видит возможность наиболее полной реализации развивающе-образовательного потенциала художественной литературы вдетском саду в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, свободной, непринужденной форме организации чтения и через органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности взрослого с детьми в целостном образовательном процессе. Принципиальным для нее является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным. Свой тезис она подкрепляет высказыванием, известного российского ученого Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда вы читаете с удовольствием. «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека». Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма) .

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

Занятия по литературному чтению должны служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей дошкольников должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу вводятся специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему, определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.) .

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры, часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка – постоянная забота родителей и воспитателей. Процесс воспитания интереса и любви к художественному слову эмоционально обогащает познавательную деятельность ребенка, расширяет его кругозор, способность самостоятельно систематизировать знания, делать выводы, использовать их в прогнозировании результатов.

Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению познавательно-речевого направления посредством «Чтение художественной литературы»

2.1. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов в работе по освоению детьми художественной литературы

Работа детского сада по освоению «Чтение художественной литературы» включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.) .

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

  • театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
  •  обсуждение произведений известных художников на тему сказок,
  • переделывание сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
  • «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;
  • проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»,
  • занятия с использованием мультимедийных средств,
  • занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Занятия по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуются педагогом по-разному:

• с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек;

• группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя необходимо разделить пополам;

• в средней и старшей группах занимаются одновременно со всеми детьми.

При чтении художественного произведения используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: это и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения.

А. М. Бородич выделяет среди таких приемов следующие:

     • выразительность чтения или рассказывания;

     • повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза;

     • выборочное чтение;

     • рассматривание иллюстраций в книге;

     • беседа по прочитанному.

В процессе работы с художественным произведением особое значение имеет пересказывание детьми содержания услышанного. Могут быть использованы следующие приемы обучения пересказу: образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания. Значительное место могут занимать также упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор интонации.

Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа. Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, можно использовать пересказ по ролям.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир. Текст произведения для детей является только канвой, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли и т. д.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники могут быть посвящены юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.) Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями. Так, в детских садах Новокузнецка становятся традиционными встречи с детским поэтом Э. Гольцманом, в ходе которых дети не только послушают и сами прочитают стихи поэта, но и могут задать ему вопросы, пообщаться.

В практике работы ДОО получили распространение игры типа «В библиотеке», «Книжкина больница», ролевые игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке.

Таким образом, в работе по освоению детьми познавательно-речевого направления посредством «Чтение художественной литературы» существует разнообразие как традиционных, так и инновационных форм, методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению. При этом многое здесь зависит от педагога, от его знаний, умений, творческого подхода.

2.2. Роль взрослого при знакомстве с художественной литературой

Взрослый является посредником между писателем и ребёнком, так как дошкольник ещё не читатель, а только слушатель, поэтому взрослый должен так читать или рассказывать произведение, чтобы увлечь ребёнка, вызвать в его сознании картины и образы, созданные писателем, заставить переживать прослушанное. Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания - обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть подчинено этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятия.

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту. Чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги, поэтому важны беседы о прочитанном.

Беседы проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.

Книги, предназначенные для дошкольников, обязательно содержат иллюстрации, которые занимают равноправное место с текстом. Не читающий ребенок обращается, прежде всего, к картинкам, но многое в их содержании он может упустить, неправильно понять, поэтому нужно воспитывать наблюдательность, умение рассматривать картинки.

Заключение

В ходе исследования была выдвинута цель: выявить особенности использования произведений художественной литературы в образовательном процессе ДОО.

Изучив литературные источники по данной теме, мы представили в работе основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике, определили задачи и содержание работы ДОО по ознакомлению детей с художественной литературой.

Был сделан вывод о том, что целью работы ДОО по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Современные дети 5-6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Со сказкой конкурируют ужастики, с экрана в искаженном виде показывают героев ранее любимых сказок. Наши дошкольники с самых малых лет увлекаются компьютерными играми, заменяя ими чтение русских сказок в кругу семьи. Первичный читательский уровень, стартовая площадка ребенка-читателя отражает тенденцию замедленного введения его в книжную культуру. Отсутствие или недостаточная обученность навыкам качественного чтения и восприятия, недооценка особой роли книги в развитии человека, его культуры, напрямую связаны с дошкольным детством.

Были выявлены традиционные формы и методы работы в ДОО с художественной литературой: чтение, рассказывание, пересказ, беседа, театрализованные представления, а также инновационные: проектная деятельность, занятия с использованием мультимедийных средств, экскурсии, литературные праздники, игры, экскурсии в детскую библиотеку, встречи с писателями.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список литературы

1. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2003.- №10.- С. 73 -80.

2. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М. : Просвещение, 1980.- 224с.

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 276с.

4. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. / О. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. – С. 5 – 10.

5. Гурович, Л. Ребенок и книга / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324с.

6. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 1972. – 152с.

7. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982. – С. 128

8. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С. 6 - 14.

9. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1166 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676