Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогический проект «Командная работа в рамках реализации целей образовательной программы учебного предмета «Классический танец»
20 минут 3217 936

Педагогический проект «Командная работа в рамках реализации целей образовательной программы учебного предмета «Классический танец»

Lukashevich fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Лукашевич Галиной Александровной, концертмейстером МАО ДО «Новоаганская детская школа искусств» пгт. Новоаганск Тюменской области. Сегодня Галина Александровна предлагает вашему вниманию Педагогический проект «Командная работа в рамках реализации целей образовательной программы учебного предмета «Классический танец» для первого года обучения (3-й класс)». Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Галины Александровны:

«Перспектива проекта связана с дальнейшей творческой деятельностью. Руководствуясь теоретическим материалом и практическим опытом, мы готовы предложить молодым специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, определить круг проблем и пути их решения, повысить собственный профессиональный уровень в реализации творческих проектов».

Профессионального чтения…


Педагогический проект «Командная работа в рамках реализации целей образовательной программы учебного предмета «Классический танец»

для первого года обучения (3-й класс)»

Посмотреть Программу в полной версии с Приложениями

Пояснительная записка
Музыка играет важную роль на уроках классического танца, особенно на начальном этапе обучения. Но в практическом осуществлении этой идеи встречаются определенные трудности. Так необходимо, что бы уже с первых шагов начинающий танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве, привыкал ощущать присутствие музыки в каждом движении и откликаться своим исполнением на изменение ее интонаций, практически постигая связь музыки и хореографии, чтобы изучение и отработка элементов танца шла с эмоциональной окраской каждого движения, ибо только в таком сочетании музыки с характерными хореографическими жестами и движениями постигается выразительный, гибкий и содержательный язык пластической поэзии.
Необходимость реализации идеи определяет актуальность и его проблему: обеспечение комплексного подхода в рамках реализации целей образовательной0 программы учебного предмета «Классический танец» для первого года обучения (3-й класс)».
Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы проектной деятельности «Команднаяработа в рамках реализации целей образовательнойпрограммы учебного предмета «Классический танец»для первого годаобучения (3-й класс)».
Данный проект разработан на основе федерального государственного образовательного стандартак дополнительной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». В этой программе содержание предмета«Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание обучающихся, на приобретение основ исполнения классического танца и является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин.
Работа в классе хореографии командная, где свой педагогический вкладвносят хореограф вместе с концертмейстером. Но педагогов разных профессиональных направлений объединяет единая задача, направленная на развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей, учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с государственными стандартами.
Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива требуют глубоких музыкальных знаний и изучения специфики хореографического искусства. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения и выполняет основную цель: обучение классическому танцу посредством правильного подбора музыкального материала, выразительного и высокохудожественного исполнительства, с донесением содержания обучающимся и развития их эмоциональной сферы.
Поставленная цель выполняется через следующие задачи:
1. Развитие музыкального восприятия метроритма.
2. Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве.
3. Умение согласовывать характер движения с характером музыки.
4. Развитие воображения, художественно-творческих способностей.
5. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее.
6. Расширение музыкального кругозора детей.
Хореограф же по данному предмету занимается с обучающимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения навыков точной согласованности движений, закрепления развития активной выворотности, развития и закрепления устойчивости, развития координации движений, воспитание силы и выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности. При этом на занятиях по «Классическому танцу» применяется музыкальная фраза, выстроенная по принципу квадратности, т.е. 8,16,24,32 такта.
Основная цель хореографа - этоприменение комплексного подхода к исполнению классического танца, который включает в себя музыкально-ритмическое воспитание и формирование балетной постановки.
Цель осуществляется решением следующих задач:
1. Развитие двигательных функций у детей, в том числе и профессиональных данных с помощью экзерсиса и вспомогательных физических упражнений.
2. Исправление недостатков в осанке.
3. Воспитание первичных навыков координации движений в разных видах шага, бега.
4. Выработка устойчивости (апломба) путем правильной постановки корпуса, спины, ног, рук, головы.
Задачи концертмейстера и хореографаобъединяем в основную цель проекта, с последующим ее выполнением посредством решения задач, что позволит выявить уровень готовности педагогов работать в команде. Цель:планомерное раскрытие творческих способностей, обучающихся посредством музыкальной выразительности и ритмических движений.
Задачи:
1. Организация образовательного пространства на уроках классического танца.

2. Согласованность действий хореографа и концертмейстера для гармоничного развития и успешной личностной реализации обучающихся.

3. Совместная постановка хореографических композиций в учебных целях.

4. Участие в концертной и конкурсной деятельности на различных уровнях.
Проект рассчитан на обучающихся 3-го класса хореографического отделения детской школы искусств. Возраст 9-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (пара).
Срок реализации проекта: 2014-2015учебный год (1 год).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный: (август 2014)- сбор информации об обучающихся, подбор методического обеспечения, составление плана совместной образовательной деятельности, составление мониторинга.
2. Реализации идеи (сентябрь- апрель 2014-2015) – реализация плана совместной образовательной деятельности; 2-х ступенчатый мониторинг деятельности обучающихся: промежуточный (в середине года) и контрольный (в конце учебного года) в форме контрольных уроков или экзаменов.
3. Представления идеи педагогическому сообществу анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития (июнь 2015).
4. Общественная экспертиза идеи.
5. Анализ результатов.
Нормативно-правовые условия реализации проекта:
1. ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации.
3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Предметная область по 01.
Хореографическое исполнительство. Программа по учебному предмету по 01. уп.04 Классический танец, 2014.
4. Сердюков, В.П. Классический танец: методическая разработка для преподавателей детских хореографических школ и школ искусства. Вып 1/ В.П.Сердюков – Министерство культуры РСФСР, главное управление учебных заведений и научных учреждений, республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. - М.,1988.
Ожидаемые результаты:
1. Организовано образовательное пространство на уроках классического танца (подбор определенных упражнений, способствующих развитию двигательных функций и подбор музыкального материала, соответствующего характеру данным движениям).

2. Согласованы действия хореографа и концертмейстера для гармоничного развития и успешной личностной реализации обучающихся (составлен план взаимодействия по схеме хореограф-концертмейстер-обучающийся).

3. Выполнена совместная постановка хореографических композиций в учебных целях (танец).

4. Активное участие в концертной и конкурсной деятельности на различных уровнях.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект апробирован на базе Муниципальной автономной образовательной организации дополнительного образования «Новоаганская детская школа искусств» в 3- м классе хореографического отделения, в период с августа 2014 по июнь 2015 год на уроках по предмету «Классический танец». К реализации данного проекта привлекались родители обучающихся.
Реализация проекта происходит в три этапа:
Подготовительный этап осуществлялся в августе 2014 года. На данном этапе сформирован списочный состав обучающихся. Изучены нормативно-правовые документы и методическая литература. Подобрано методическое обеспечение и составлен план совместной образовательной деятельности на уроках «Классический танец» (приложение1). На основе Положения о текущем, промежуточном и итоговом контроле (протокол о педагогическом Совете от 22.11.2012, №41) составлен мониторинг определения уровня освоения программы по классическому танцу в 3-м классе (приложение 2).
Цель мониторинга: оценка качества реализации программы «Классический танец» в 3-м классе хореографического отделения.
Поставленная цель осуществляется через решение следующих задач:
1. Определение форм и методов контроля.
2. Определение критериев оценки качества исполнения.
3. Обобщить полученный результат и сделать выводы для определения действий дальнейшей работы.
При решении поставленных задач определены формы и методы оценивания качества реализации программы по предмету «Классический танец», которые включают в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров и проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляетсяоценка по пятибалльной шкале. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, данная оценка качества исполнения является основной (приложение 2).
В проведении промежуточной аттестации приняли участие 12 обучающихся, что составляет 100 %. Показатели диагностики направлены на овладение навыками правильной постановки корпуса, овладение навыком демонстрации точной позиции рук и ног, экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, овладением навыком маленьких прыжков ALLEGRO. По итогам промежуточной аттестации за первое полугодие определили: трое обучающихся имеют отметку 3- «удовлетворительно», т.е. исполняют с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, и т.д.; девять обучающихся имеют отметку 4 («хорошо»), которая отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном).Аттестация показала, что наиболее сложными для детей является выполнение упражнений на середине зала, следовательно, становится необходимой командная работа в рамках реализации целей образовательной программы учебного предмета «Классический танец»для первого года обучения (3-й класс)».
Этап реализации идеи (сентябрь 2014 - апрель 2015).
На данном этапе апробирован совместный план работы концертмейстера и хореографа с обучающимися 3-го класса хореографического отделения по предмету «Классический танец».
План работы составлен на основе индивидуального подхода к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки, а также с учетом учебно-тематического плана образовательной программы «Классический танец»

Для реализации учебно-тематического плана поставлены следующие задачи:
1. Приобщение детей к хореографическому искусству путем ритмических упражнений и простейших танцевальных этюдов.
2. Выработка навыка вытянутой ноги.
3. Выработка правильной постановки корпуса.
4. Развитие координации.
5. Развитие музыкального слуха.
Поставленные задачи решаются с помощью качественно освоенного материала. Прежде всего это относится к постановке корпуса, рук, ног, головы, а также развитию элементарных навыков координации движений в котором принимают участие концертмейстер и хореограф, что отражено в плане совместной образовательной деятельности на уроках «Классический танец». План основан на принципах сотрудничества, креативности, интеграции, систематичности (приложение3).
Технология подбора музыкальных произведений концертмейстером базируется на глубоких знаниях системно-хореографического образования и предполагает:
•знание школ и направлений танцевального искусства;
•знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
•знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
•знание хореографической терминологии (вчастности, на французском языке);
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования:
• характер;
• темп;
• метроритм (размер, акценты и ритмический рисунок);
• форма музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо периодически обновлять, на основе рефлексивных технологий, руководствуясь эстетическими критериями. Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале идет работа по накоплению опыта слушания музыки. Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственно музыкально- танцевальная деятельность самих детей.
В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит детей с новыми музыкальными произведениями, накапливает их слушателький опыт, развивает детское воображение.
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему: выделять в музыке главное, передавать движениям различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало). Концертмейстер тесно связан с профессиональной деятельностью хореографа. Хореограф находится в составе танцевального коллектива, и в его обязанности входит не только постановка танца, но и подбор музыки костюма, создание композиции. Основной его целью является развитие танцевально-исполнительских и художественно-эсетических способностей, учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГОС, а так же выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательное учреждение, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Взаимодействие концертмейстера и хореографа построено с учетом профессионально-личностных интересов, которые направлены на разработку определенных проектов, рабочей программы (приложение 4ПРОГРАММА). Таким образом концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что работа педагога, как концертмейстера закончилась, концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене, поэтому совместная работа концертмейстера и хореографа предусматривает различные форматы взаимодействия команды в целях разработки проекта или рабочей программы. Этап представления идеи педагогическому сообществу анализа достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития (июнь 2015).
Данный проект «Командная работа в рамках реализации целей образовательной программы учебного предмета «Классический танец»для первого года обучения (3-й класс)» представлен педагогическому сообществу
Муниципальной автономной организации дополнительного образования «Новоаганская детская школа искусств» на методическом Совете. На коллегиальном заседании предложена одна из форм взаимодействия работников танцевального и исполнительского искусства, где рассмотрены различные формы взаимодействия: совместные консультации, методические семинары, форумы и тд.). Организован и проведен семинар на тему «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса».
Этап анализа результатов. Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива требуют глубоких знаний музыки и хореографии, умения свое пианистическое искусство поставить на службу танцу.
В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
При музыкальном оформлении, педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие воспитанника. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения. Объяснив детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо предоставить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. Результатом совместного творчества является концертная деятельность обучающихся и их успешность:

1.Кутовая Ангелина имеет диплом III степени регионального этапа Всероссийского конкурса «Хрустальные звездочки -2014».

2.Перекрёстова Снежана имеет диплом и звание дипломанта I степени III Международного конкурса искусств «Золотая панорама», 2015.

3. Яворский Владислав имеет диплом лауреата III степени в зональном конкурсе юных исполнителей «Мы звуками раскрасим мир!», 2014.

4.Возжаева Ангелина имеет диплом лауреата I степени в номинации инструментальное творчество в зональном конкурсе юных исполнителей «Мы звуками раскрасим мир», 2014.
Работа с детьми данного возраста трудна, так как требует от них значительных физических сил, умение сосредотачивать внимание и проявлять настойчивость в работе. Главное для педагога-научить детей качественно осваивать материал. Прежде всего это относится к постановке корпуса, рук, ног, головы, а также развитию элементарных навыков координации движений. Исходя из этого, обучающийся к концу третьего класса должен уметь:
1. Продемонстрировать овладение навыками правильной постановки корпуса.
2. Продемонстрировать точные позиции рук и ног.
3. Грамотно исполнять основные движения экзерсиса у палки и на середине зала.
4. Грамотно исполнять простые маленькие прыжки.
5. Осмысленно и выразительно скоординировать исполнение простейших учебных форм комбинаций.
Таким образом, взаимодействие, коллегиальность и партнерские отношения являются одним из значимых составляющих успешного обучения детей и подростков.

Заключение
Умение работать в команде с педагогом-хореографом означает быть не только помощником, но и единомышленником, и равноправным участником творческого союза.
Именно концертмейстер направляет хореографа в том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для реализации поставленных задач каждого урока и достижения общей цели, как находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Многое в совместном проекте зависит от педагогической компетенции: так, например, при музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие воспитанника. Считать вслух допустимо только в самом начале изучения нового упражнения. Объяснив детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо предоставить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций. Это не значит, что затем его работа заканчивается: вместе с педагогом концертмейстер проходит путь от создания образа танца до выступления на сцене.
Профессия концертмейстера представляет собой самостоятельный вид искусства, который включает в себя, в том числе, участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса.
Перспектива проекта связана с дальнейшей творческой деятельностью. Руководствуясь теоретическим материалом и практическим опытом, мы готовы предложить молодым специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, определить круг проблем и пути их решения, повысить собственный профессиональный уровень в реализации творческих проектов.

Список литературы
1. Барышникова, Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
2. Есаулов, И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. - издательство удмуртского университета, 1992
3. Костровицкая, В. Писарев А. Школа классического танца. – «Искусство» ленинградское отделение, 1976.
4. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца. – Ленинград «Искусство», 1981.
5. Ладыгин, Л.А. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца.- Москва, 1980.
6. Новицкая, Г.Урок танца.- Санкт-Петербург, 2004.
7. Ревская, Н. Классический танец. Музыка на уроке.Экзерсис. Методика музыкального оформления урока классического танца. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург», 2005.
8. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - М: Искусство, 1981.
9. Хрестоматия для уроков классического танца.сост. А. Я. Нефедова – Москва, 1997.
10. Ярмолович, Л. Классический танец: метод. Пособие. - Л.: Музыка, 1986.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1165 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676