Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Дерябину Татьяну Валерьевну, директора МБОУ ДОД «Детская школа искусств имени А. А. Пантыкина» г. Верхняя Тура Свердловской области. Сегодня Татьяна Валерьевна в своей статье расскажет об особенностях работы концертмейстера в Детской школе искусств. Данный материал будет интересен концертмейстерам детских школ искусств и детских музыкальных школ.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Валерьевны:
«Концертмейстер – одна из самых востребованных профессий в детской школе искусств. Для пианиста – профессионала эта работа, возможно, покажется несложной, но это не так. Она имеет ряд специфических особенностей. Концертмейстер должен быть, не только музыкантом-универсалом, но и обладать определёнными личностными качествами».
Полезного чтения…
Особенности работы концертмейстера в Детской школе искусств
Концертмейстер – одна из самых востребованных профессий в детской школе искусств. Для пианиста – профессионала эта работа, возможно, покажется несложной, но это не так. Она имеет ряд специфических особенностей. Концертмейстер должен быть, не только музыкантом-универсалом, но и обладать определёнными личностными качествами.
С точки зрения музыкантских качеств, концертмейстер должен знать специфику исполнения на различных инструментах, особенности строя, дыхания, звукоизвлечения. Ему необходимы знания в области истории искусств и стилистических особенностей произведений. С точки зрения технических навыков, он должен отлично владеть фортепиано, бегло читать с листа, транспонировать, перекладывать неудобные или технически сложные аккомпанементы, не нарушая общего замысла произведения, владеть навыком ансамблевого музицирования. Концертмейстер должен обладать и навыками межличностного взаимодействия, уметь адекватно реагировать на различные ситуации, знать психолого-возрастные особенности развития учащихся, обладать достаточно высокой стрессоустойчивостью и позиционировать положительный микроклимат на занятиях.
Рассмотрим более подробно несколько основных сторон в работе концертмейстера:
• работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке);
• индивидуальная работа концертмейстера с учеником;
• работа концертмейстера с педагогом;
• самостоятельная работа концертмейстера;
• выступления на концертах и конкурсах.
Каждая из этих сторон имеет ряд особенностей. Работа концертмейстера в классе должна быть в первую очередь построена на взаимном уважении. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех. Мало того, педагог и концертмейстер должны выработать единую концепцию исполнения произведения учеником. Часто педагог обращается к концертмейстеру лишь тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо знает нотный текст – это неправильно. Необходимо как можно раньше показать ученику произведение так сказать целиком, вместе с аккомпанементом, обратить внимание на общий художественный замысел, технические задачи, расставить необходимые смысловые акценты.
Работа концертмейстера один на один с учеником не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер в подобной ситуации берёт на себя педагогическую роль. Он вместе с учеником проучивает текст, трудные места, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы. Он должен рассказать о замысле композитора, о стилистических особенностях, связав с это с особенностями дыхания, манеры исполнения. Главное - увлечь ученика. Концертмейстер помогает выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность, работает над стилистикой и созданием художественного образа произведения. Мало того, концертмейстер на таких занятиях должен отработать с учеником моменты вступления, обратить внимание на особенности сопровождения, выверить звуковой баланс. Эти занятия должны помочь ученику и концертмейстеру установить творческое и чисто человеческое взаимодействие. Ученик должен быть уверен, что его понимают, поддерживают, и что концертмейстер является не только его наставником, но и союзником, коллегой. Именно такие уроки приносят максимум пользы в концертных выступлениях, когда ученик полностью доверяет своему концертмейстеру.
Еще одна сторона работы концертмейстера–взаимодействие и сотрудничество с преподавателем. Она включает в себя:
-методическую работу (совместное создание рабочих, программ, планирование открытых уроков, поиск репертуара, создание переложений, обсуждение степени роста и творческой траектории учеников, выступлений на технических и академических концертах и др.);
- совместное музицирование (чтение с листа произведений учеников в процессе поиска репертуара, выступление на концертах, конкурсах педагогических сил, участие в творческих проектах и т.д.);
- Творческое и чисто человеческое общение, которое взаимно обогащает музыкантов, помогает найти общую концепцию в развитии учащихся, учит взаимному доверию и уважению, создает творческую атмосферу во время занятий, повышает исполнительский и общекультурный уровень.
Творческий рост учеников просто невозможен без поддержки родителей и концертмейстер (наряду с педагогом по специальности) должен как можно раньше установить с ними тесное взаимодействие.
Нужно отметить, что концертмейстер, как и любой другой музыкант должен постоянно повышать свое мастерство. «Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру» (Е.М. Шендерович).
Мастерство концертмейстера достаточно специфично. Концертмейстер не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём большая ответственность за исполнение юного солиста. Поэтому от него требуется повышенное внимание, способность к эмоциональной поддержке, мобильность и быстрота реакции. Все это достигается постоянной тренировкой и совершенствованием. Необходимо постоянно работать над техникой, прикосновением, искусством ансамблевого исполнения, формообразования и звуковедения.
Одна из самых ответственных и значительных сторон работы концертмейстера – это концертные и конкурсные выступления с учениками. Ансамбль – это единый, слаженный организм. Поэтому на концерте важно все: от общего эмоционального настроя, выхода, поклона, фортепианного вступления, ауфтактов и т.д. до взгляда, едва уловимого кивка головой, одновременного дыхания, улыбки… Умелый концертмейстер может в буквальном смысле спасти выступление юного музыканта, если с учеником произошли вдруг неожиданные вещи. Концертмейстер должен в любой момент успеть подхватить с нужного места, вступить, перескочить, запоздать и т.д. Иосиф Гофман писал, что нужно «стараться… все время предугадывать намерения вашего солиста, ибо такое предугадывание и составляет душу аккомпанемента».
Успех концертного и конкурсного выступления во многом зависит от мастерства концертмейстера. В каждый момент выступления он должен следить за звуковым балансом, исполнением художественных задач, качеством технического исполнения… - все это требует от него больших физических и душевных сил. Концертмейстер должен создать для каждого своего ученика (в зависимости от его способностей и особенностей) ситуацию успеха, помочь испытать чувство радости и гордости за успешно исполненную программу на концерте, полученный диплом на конкурсе… Это придаст ученику уверенность в своих силах, желание двигаться дальше, принесет немало приятных моментов в дальнейшем обучении.
Таким образом, концертмейстер в детской школе искусств должен быть и грамотным музыкантом-профессионалом, и педагогом, и творческим наставником, и единомышленником, а так же обладать рядом личностных качеств, таких как выдержка и работоспособность, ответственность и настойчивость, чуткость и отзывчивость.
Список использованной литературы.
1.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. – М., 1972
2.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе – Москва: Музыка, 1996.
3.Кудрявцева М.Г. Концертмейстерский класс. - М., 2009
4.Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 1