Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности работы концертмейстера в Детской школе искусств
8 минут 3144 666

Особенности работы концертмейстера в Детской школе искусств

Deryabina foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Дерябину Татьяну Валерьевну, директора МБОУ ДОД «Детская школа искусств имени А. А. Пантыкина» г. Верхняя Тура Свердловской области. Сегодня Татьяна Валерьевна в своей статье расскажет об особенностях работы концертмейстера в Детской школе искусств. Данный материал будет интересен концертмейстерам детских школ искусств и детских музыкальных школ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Валерьевны:

«Концертмейстер – одна из самых востребованных профессий в детской школе искусств. Для пианиста – профессионала эта работа, возможно, покажется несложной, но это не так. Она имеет ряд специфических особенностей. Концертмейстер должен быть, не только музыкантом-универсалом, но и обладать определёнными личностными качествами».

Полезного чтения…


Особенности работы концертмейстера в Детской школе искусств

Концертмейстер – одна из самых востребованных профессий в детской школе искусств. Для пианиста – профессионала эта работа, возможно, покажется несложной, но это не так. Она имеет ряд специфических особенностей. Концертмейстер должен быть, не только музыкантом-универсалом, но и обладать определёнными личностными качествами.

С точки зрения музыкантских качеств, концертмейстер должен знать специфику исполнения на различных инструментах, особенности строя, дыхания, звукоизвлечения. Ему необходимы знания в области истории искусств и стилистических особенностей произведений. С точки зрения технических навыков, он должен отлично владеть фортепиано, бегло читать с листа, транспонировать, перекладывать неудобные или технически сложные аккомпанементы, не нарушая общего замысла произведения, владеть навыком ансамблевого музицирования. Концертмейстер должен обладать и навыками межличностного взаимодействия, уметь адекватно реагировать на различные ситуации, знать психолого-возрастные особенности развития учащихся, обладать достаточно высокой стрессоустойчивостью и позиционировать положительный микроклимат на занятиях.

Рассмотрим более подробно несколько основных сторон в работе концертмейстера:

•        работа концертмейстера с педагогом и учеником (на уроке);

•        индивидуальная работа концертмейстера с учеником;

•        работа концертмейстера с педагогом;

•        самостоятельная работа концертмейстера;

•        выступления на концертах и конкурсах.

Каждая из этих сторон имеет ряд особенностей. Работа концертмейстера в классе должна быть в первую очередь построена на взаимном уважении. Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех. Мало того, педагог и концертмейстер должны выработать единую концепцию исполнения произведения учеником. Часто педагог обращается к концертмейстеру лишь тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо знает нотный текст – это неправильно. Необходимо как можно раньше показать ученику произведение так сказать целиком, вместе с аккомпанементом, обратить внимание на общий художественный замысел, технические задачи, расставить необходимые смысловые акценты.

Работа концертмейстера один на один с учеником не должна сводиться к многократному повторению произведения. Концертмейстер в подобной ситуации берёт на себя педагогическую роль. Он вместе с учеником проучивает текст, трудные места, выстраивает агогику, отождествляет штрихи, выверяет темпы. Он должен рассказать о замысле композитора, о стилистических особенностях, связав с это с особенностями дыхания, манеры исполнения. Главное - увлечь ученика. Концертмейстер помогает выучить партию, делая акцент на ритмическую чёткость и интонационную точность, работает над стилистикой и созданием художественного образа произведения. Мало того, концертмейстер на таких занятиях должен отработать с учеником моменты вступления, обратить внимание на особенности сопровождения, выверить звуковой баланс. Эти занятия должны помочь ученику и концертмейстеру установить творческое и чисто человеческое взаимодействие. Ученик должен быть уверен, что его понимают, поддерживают, и что концертмейстер является не только его наставником, но и союзником, коллегой. Именно такие уроки приносят максимум пользы в концертных выступлениях, когда ученик полностью доверяет своему концертмейстеру.

Еще одна сторона работы концертмейстера–взаимодействие и сотрудничество с преподавателем. Она включает в себя:

-методическую работу (совместное создание рабочих, программ, планирование открытых уроков, поиск репертуара, создание переложений, обсуждение степени роста и творческой траектории учеников, выступлений на технических и академических концертах и др.);

- совместное музицирование (чтение с листа произведений учеников в процессе поиска репертуара, выступление на концертах, конкурсах педагогических сил, участие в творческих проектах и т.д.);

- Творческое и чисто человеческое общение, которое взаимно обогащает музыкантов, помогает найти общую концепцию в развитии учащихся, учит взаимному доверию и уважению, создает творческую атмосферу во время занятий, повышает исполнительский и общекультурный уровень.

Творческий рост учеников просто невозможен без поддержки родителей и концертмейстер (наряду с педагогом по специальности) должен как можно раньше установить с ними тесное взаимодействие.

Нужно отметить, что концертмейстер, как и любой другой музыкант должен постоянно повышать свое мастерство. «Плохой пианист никогда не сможет стать хорошим аккомпаниатором, впрочем, и не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнеру» (Е.М. Шендерович).

Мастерство концертмейстера достаточно специфично. Концертмейстер не солист, который может умело и без запинки исполнить сольную программу, на нём большая ответственность за исполнение юного солиста. Поэтому от него требуется повышенное внимание, способность к эмоциональной поддержке, мобильность и быстрота реакции. Все это достигается постоянной тренировкой и совершенствованием. Необходимо постоянно работать над техникой, прикосновением, искусством ансамблевого исполнения, формообразования и звуковедения.

Одна из самых ответственных и значительных сторон работы концертмейстера – это концертные и конкурсные выступления с учениками. Ансамбль – это единый, слаженный организм. Поэтому на концерте важно все: от общего эмоционального настроя, выхода, поклона, фортепианного вступления, ауфтактов и т.д. до взгляда, едва уловимого кивка головой, одновременного дыхания, улыбки… Умелый концертмейстер может в буквальном смысле спасти выступление юного музыканта, если с учеником произошли вдруг неожиданные вещи. Концертмейстер должен в любой момент успеть подхватить с нужного места, вступить, перескочить, запоздать и т.д. Иосиф Гофман писал, что нужно «стараться… все время предугадывать намерения вашего солиста, ибо такое предугадывание и составляет душу аккомпанемента».

Успех концертного и конкурсного выступления во многом зависит от мастерства концертмейстера. В каждый момент выступления он должен следить за звуковым балансом, исполнением художественных задач, качеством технического исполнения… - все это требует от него больших физических и душевных сил. Концертмейстер должен создать для каждого своего ученика (в зависимости от его способностей и особенностей) ситуацию успеха, помочь испытать чувство радости и гордости за успешно исполненную программу на концерте, полученный диплом на конкурсе… Это придаст ученику уверенность в своих силах, желание двигаться дальше, принесет немало приятных моментов в дальнейшем обучении.

Таким образом, концертмейстер в детской школе искусств должен быть и грамотным музыкантом-профессионалом, и педагогом, и творческим наставником, и единомышленником, а так же обладать рядом личностных качеств, таких как выдержка и работоспособность, ответственность и настойчивость, чуткость и отзывчивость.

Список использованной литературы.

1.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента.  – М., 1972
2.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе – Москва: Музыка, 1996.
3.Кудрявцева М.Г. Концертмейстерский класс. - М., 2009
4.Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. - № 1

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1166 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676