Дорогие друзья, мы рады представить вам Чешкову Веру Федоровну, воспитателя МАДОУ ДС № 68 г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Вера Федоровна в своей статье познакомит вас с моделью организации творческих игр в ДОУ, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соответствии с ФГОС ДО. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Веры Федоровны:
«Настоящая статья раскрывает приемы педагогического сопровождения творческих игр детей, направленных на ознакомление детей с основными компонентами игры, обогащению содержания детской игры».
Познавательного чтения…
В дошкольных образовательных учреждениях введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ согласно ФГОС является – обеспечение социализации детей. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие и социализация. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками. Это обозначено в содержании образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а именно:
«…содержании образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности»
Игровая деятельность – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду.
Условно выделяются несколько классов игр:
- игры по инициативе детей (творческие игры);
- игры по инициативе взрослых с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры);
- народные игры (созданные народом).
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Значительная часть творческих игр - это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д. Осознавая, что игра - не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. Сюжетно – ролевая игра – является как бы первой пробой социальных сил и первое их испытание. Это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Нами разработана модель развития сюжетно-ролевой игры по рекомендациям программы «Детство». В данной модели показано усложнение в развитии игровой деятельности, подходы к педагогическому сопровождению в соответствии с возрастом детей.
Одним из приемов педагогического сопровождения, направленных на ознакомление детей с основными компонентами игры, обогащению содержания детской игры является рассказ воспитателя, о том, как он играл в детстве.
Данная работа организуется в совместной деятельности. Воспитатель вместе с детьми садится в кружочек, приносит свои детские фотографии (хорошо если на них он вместе со своими друзьями). Рассказы воспитателя помогают познакомить детей с основными моментами организации совместной игры:
- договор на игру;
- распределение ролей;
- постановка игровых целей;
- создание игровой обстановки;
- непосредственная игра;
- концовка игры.
Для этого необходимо строить рассказ по плану:
- внимание детей фиксируется на то, что есть начало игры - дети договариваются играть вместе, решают, во что можно интересно поиграть;
- рассказывается, как распределяются роли. В первом рассказе, необходимо разъяснить пути, с помощью которых разрешаются конфликты, споры по поводу главных и других ролей; в последующих же рассказах воспитатель напоминает о некоторых хитростях, которые без ссор помогают договориться (например, принимать роль по очереди, отправиться в плавание на 2-х кораблях и т.д.);
- далее воспитатель рассказывает о том, как определить игровые цели, т.е. кто и что будет делать в игре, при этом обращает внимание детей на то, что игра получится лишь тогда, когда каждый играющий знает, чем он будет занят в общей игре;
- рассказывается детям, как создать игровую обстановку, т.е. построить крепости, дома, корабли и.т.д.;
- воспитатель рассказывает о непосредственном содержании игры, о том, какие приключения были придуманы и раскрывается содержание ролевого воздействия и диалогов;
- обязательно поговорить с детьми о том, как заканчивается игра (дружно убрали игрушки, договорились, когда еще будете играть).
Чтобы детям понравился этот прием и воспитатель смог добиться желаемого результата, следует помнить несколько советов:
- вспоминать о детстве, как о веселой и интересной поре жизни;
- рассказывать предельно искренне;
- строить свои рассказы по одному и тому же плану;
- не допускать длительного монолога, обращаться к детям во время рассказа с вопросами (например, «А у вас как было?», «А вы ссорились, когда распределяли роли?», «А ваш корабль натыкался на подводные рифы?» и т.д.);
- не перенасыщать свой рассказ множеством событий, достаточно 2-3 событий;
- подключать детей к проговариванию плана рассказа воспитателя;
- лучше всего проводить такие беседы в понедельник, потому что предоставляется возможность открыть им новые перспективы игры на неделю.
Одним из способов работы, направленных на создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события в играх, позволяющие в полной мере удовлетворять их интересы, мы используем тематические книжки «Библиотечку игр» со специально подобранными комплектами иллюстраций, отражающие разнообразные приключения и события. Начиная работать с данными книжками, мы отбираем иллюстрации на темы, в которые играют дети в соответствии с возрастом и отражающие социальную действительность исходя из непосредственного опыта детей (семья, водители, строители, магазин (супермаркет), салон красоты, кафе, туристическое агентство (путешествия), музей, поликлиника, больница, аптека, зоопарк, школа, журналистика и т.д.) Затем, для расширения игровых интересов детей, мы пополняем нашу библиотечку книжками на новые темы. К оформлению данных книг привлекаем детей и родителей.
Как мы работаем по данным книгам?
- Работа не должна проходить в форме занятий. Желательно, чтобы разговоры по поводу этих тематических книжек проходили в форме занимательных бесед. Такие беседы, в зависимости от тематики книг, мы организуем иногда только с мальчиками и с девочками, а также индивидуальные и общегрупповые. Первый разговор по такой книжке мы организуем следующим образом: приглашаем детей подойти к книжной полке и сообщаем, что приготовили сюрприз, который лежит на полке, и предлагаем найти его. Дети рассматривают книги и находят среди них новую.
- Рассматривая с детьми иллюстрации в книге, воспитатель обращает внимание на то, что, к сожалению, книгу нельзя читать, так как в ней нет текста, и предлагает детям самим придумать истории к картинкам, которые им понравились.
- Для повышения интереса у детей к предстоящему делу мы говорим, что каждый рассказ или история будут записаны и подписаны фамилией и именем ребенка, который ее сочинил, а затем вставлен в данную книгу.
- Дети рассаживаются так, как удобно им, и придумывают рассказы по понравившейся иллюстрации.
- Затем рассказ ребенка воспитатель записывает под его диктовку. Если же рассказ получился сумбурным, путанным, воспитатель говорит о том, что не успел записать и договаривается, что ребенок продиктует его вечером. Таким образом, воспитатель получает возможность в индивидуальной работе упорядочить события в рассказе ребенка.
Если не получается сочинение истории, необходимо ребенку помочь наводящими вопросами:
- Как ты думаешь, что происходит на картинке?
- А почему произошло это событие?
- Как же они будут действовать дальше?
- А не появятся ли в твоем рассказе новые персонажи, которых не успел нарисовать художник? (Например, на картинке возле корабля тонущий мальчик, то в рассказе могут появиться акулы, дельфины, спасатели и др.)
Дети могут брать книжки домой, и записывать рассказ с родителями для того, чтобы в группе прочитать для всех детей.
На одну и ту же иллюстрацию дети могут составить несколько разных рассказов. Преимущества способа работы по придумыванию историй заключается в том, что, сочиняя историю, ребенок находится в сфере своих интересов, внутренне он соучаствует в событиях, им выбранных и, конечно, это, скорее всего, захочет отразить в играх.
Записанные в книжках, обработанные взрослым истории, случаи, приключения поднимают авторитет сверстников в глазах друг друга, как бы сближает их возможности, что чрезвычайно важно для установления взаимоотношений в группе. Работая с книжкой, воспитатель может подобрать картинки, которые вызовут у детей благородные чувства и намерения, стимулирует воображение и литературное творчество детей, способствует развитию активной речи.
Организация сюжетно-ролевой игры требует использования соответствующих атрибутов. Этому способствует использование коллекционирования детьми предметов, необходимых для игры (коллекция новогодних игрушек для игры «Новогодняя ярмарка в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа» или «Школьный базар в гипермаркете», коллекция театральных билетов и программок для игры «Театр», открыток, предметов, игрушек для игры «Музей» и т. п.). Создание временных и постоянных коллекций требует определения места хранения, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.
Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры (рекламных плакатов, талончиков для лотереи, коллажей и т. п.). Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок (сценариев праздников, конкурсов, проводимых в книжном магазине для маленьких читателей, и т. п.). Совместное творчество воспитателя и детей создает условия для перехода от «игры в подготовку к игре» к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходят реализация замыслов и становление новых идей.
Этап подготовки к игре, по сути, является «игрой в подготовку к игре» и может быть более продолжительной по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых.
Таким образом, развитие сюжетно- ролевой игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.
Используемая литература:
- Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки. /Издательский год «Цветной мир».
- Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики. /Издательский год «Цветной мир».
- Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии/ Детство-Пресс, 2015. и др.