Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Современные технологии музыкального воспитания детей
12 минут 10076 770

Современные технологии музыкального воспитания детей

Ananeva foto copy copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Ананьеву Людмилу Александровну, музыкального руководителя СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Людмила Александровна делится с нами полезным материалом о современных технологиях музыкального воспитания детей. Статья будет полезна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

«На современном этапе развития общества, возникает необходимость в особых условиях организации дошкольного образования, в связи со сменой образовательной парадигмы: интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. Развитию эмоциональной сферы ребенка, на фоне этих прогрессивных изменений должно уделяться достаточное внимание гармонизации его личности. Для обеспечения творческого развития личности ребенка-дошкольника, актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий».

Творческого чтения…


Современные технологии музыкального воспитания детей

В настоящее время существует огромное количество технологий музыкального воспитания детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобы позволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

«Стремление к технологичности, или, иначе, к прогнозируемой, осознанной деятельности – есть своеобразное практическое отражение поиска надежных логических оснований профессионального бытия» - точка зрения И.А.Колесниковой.

Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальному руководителю детского сада (с высокой вероятностью получения желаемого результата).

Педагогическую технологию отличают: последовательность профессиональных действий, ясность цели, прогнозирование промежуточного и окончательного результатов.

Важный признак педагогической технологии – воспроизводимость.

По мнению В.А.Сластенина: «педагогическая технология – это философия педагогического действия». Любая технология базируется на психолого-педагогических и философско-педагогических принципах. Не исключением становятся и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, основами которых стали:

- принцип гуманизации, предполагающий учет особенностей личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкально-художественной деятельности;

- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования диагностики музыкальности детей;

- принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности, означающий учет интересов в музыке и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности;

- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности, означающий свободу высказываний и реакций детей, совместное высказывание оценок и суждений ребенком и взрослым, обращение к жизненному опыту;

- принцип педагогической поддержки, направленный на оказание помощи ребенку педагогом, испытывающему затруднения в процессе музыкально-художественной деятельности;

- принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития детей-дошкольников;

- принцип целенаправленности процесса восприятия музыки дошкольниками, предполагающий целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество;

- принцип отбора музыкальных произведений – необходимость критериального отбора музыки детей;

- принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности, предполагающий систематическую работу с детьми с постепенным усложнением музыкального содержания задач воспитания и развития, сквозную связь предлагаемых форм, средств, содержания и методов работы;

- принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности в дошкольном детстве, означающий, что процессы восприятия-исполнительства-творчества выражены в некоем продукте (образ, воплощенный в игре, слове, мелодии и т.д.);

- принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамках педагогической технологии.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взгляд современные технологии музыкального развития детей.

Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмия является одним из способов выражения музыкального движения в пространстве развивает творческие и музыкальные способности детей, нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
         Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
         Акцентирование внимания на обучение музыкально - ритмическим движениям, на анализе мыслительных и эмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры;

- блок развития мелкой моторики;

- блок развития крупной моторики (упражнение для развития равновесия, координации, ловкости стопы);

- ориентация в пространстве;

- двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых и образных двигательных заданиях;

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды, композиции.

Технология проектирования. Данная технология - современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Этот очень эффективная и актуальная технология, дающая ребенку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, возможность синтезировать полученные знания. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Педагогическая технология «Звучащий мир». Цель данной технологии: развитие музыкальности детей раннего и младшего-среднего дошкольного возраста. Технология построена на теориях: сенсорного воспитания М.Монтессори, Л.А.Венгер; формирования перцептивных действий (понятие о сенсорных эталонах) А.В.Запорожца; идеях о сенсорном развитии Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддъякова.

Первоочередная задача для педагога – введение ребенка в мир звуков. Музыка должна стать для ребенка содержанием и средством общения педагога и ребенка, не только в условиях специально организованных занятий, а в первую очередь в естественной обстановке.

Важнейшее условие в рамках технологии – организация в группе звучащей музыкальной среды, побуждающей ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, затем в самостоятельной деятельности.

Педагогическая технология развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие творческого воображения дошкольников пятого года жизни в процессе восприятия музыки.

Деятельность, в ходе которой дети создают отсутствующие ранее, новые представления, опираясь при этом на образы, которые сохранены у него в памяти – творческое воображение. Данная деятельность связана с преобразованием накопленных ребенком представлений о явлениях и предметах мира его окружающего, его изменением, дополнением, присвоением нового значения или смысла. Творческое воображение, как самостоятельная конкретизация музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности проявляется при прослушивании музыки. Технология предлагает развивать творческое воображение детей пятого года жизни начиная с прослушивания программных произведений, содержащих конкретные образы: «Игра в лошадки», «Новая кукла» П.И.Чайковского или «Птичка» Э.Грига и т.д.

В реализации технологии принимают участие педагоги при активной поддержке музыкального руководителя, педагога-психолога. Важное условие _ устройство в группе музыкальной зоны для слушания музыки, включающей в себя: магнитофон или проигрыватель, кассеты или пластинки с записью музыкальных произведений, книги музыковедческого содержания для взрослых и детей, портреты музыкантов, репродукции картин, альбомы и многое другое.

Занятия по развитию творческого воображения проводятся во второй половине дня 2-3 раза в неделю и строятся по логике процесса музыкального восприятия.

Педагогическая технология развития игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие игровых умений детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений.

Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическим средством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развивает творческое мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Игра и музыка, представляют собой образное представление действительности, при котором музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередь обогащать сюжеты детских игр будет музыка следующего вида: активизирующая творческое воображение и фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом, художественная, образная, побуждающая к самостоятельной игре и игровому действию, направляющая (подсказывающая, как использовать те или иные выразительные движения, жесты, мимику).

Реализация данной технологии обеспечивается организационными условиями: активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога; создание интегративной музыкально-игровой среды (внешнее условие), инициирующего процессы обогащения и развития игровых умений дошкольников.

Музыкально-игровая зона – пространство взаимодействия детей с музыкальным руководителем или педагогом.

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащенной среды в группе детского сада .

Цель: проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетом музыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальной субкультуры.

Музыкально-обогащенная среда представляет собой предметно –развивающую среду группы, обогащенную песенным и музыкальным репертуаром, позволяющим ребенку накапливать музыкальный опыт. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:

- позиции при взаимодействии, дистанции;

- активности, творчества, самостоятельности;

- стабильности-динамичности;

- комплексности и гибкого зонирования;

- эмоциогенности среды, эмоционального благополучия и индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого;

- сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;

- открытости-закрытости;

- учета половых и возрастных различий детей.

Технология реализуется в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и педагога. Время и место реализации технологии: использование музыки при проведении непосредственно организованной деятельности; организация режимных моментов под музыку; создание для самостоятельной деятельности детей музыкально-обогащенной среды.

 В настоящее время существует великое множество различных технологий музыкального воспитания, мы рассмотрели наиболее приемлемые современные технологии для работы с детьми в детском саду.

Таким образом, современные музыкальные технологии направлены на формирование:

- процесса  профессионального сотворчества и сотрудничества педагогического коллектива детского сада в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников;

- целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду;

- развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка;

- культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры;

- процесса личностно-профессионального развития и саморазвития, образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всех сотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

Список использованных источников:

  1. Кузнецова Г. ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель 2014. - №8
  2. Кузнецова Г. Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Игры. Пение. // Музыкальный руководитель 2014. - №2
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.:  2010.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
  5. Гогоберидзе А.Г.Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2013 г.
  6. Тютюнникова Т.Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с.4
  7. http://gumannaja-pedagogika.ru/offers/2011-09-18-11-37-19/54-2011-09-18-11-35-34/599-suhomlinskiy-?tmpl=component&print=1&page

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1158 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6237 676