Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование приема образного перевоплощения на уроках ритмики
24 минуты 4833 787

Использование приема образного перевоплощения на уроках ритмики

Voloshina foto copy copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Волошиной Еленой Евгеньевной, преподавателем МБУДО «Дебесская детская школа искусств им. Г.М. Корепанова - Камского» с. Дебесы Удмуртской Республики. Сегодня Елена Евгеньевна в своей статье расскажет об использовании приема образного перевоплощения на уроках ритмики. Данный материал будет полезен педагогам ДО.

Краткий комментарий к статье отЕлены Евгеньевны:

«В статье раскрывается опыт работы по использованию приема образного перевоплощения на уроках ритмики. Данная технология позволяет активизировать интерес детей к урокам хореографии, более полно раскрыть их творческие способности. Предложенный опыт работы будет интересен для педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей дошкольных учреждений».

Творческого чтения…


Использование приема образного перевоплощения на уроках ритмики

 Сегодня многие детские школы искусств сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся к обучению. С каждым годом все меньше желающих учиться музыкальному, хореографическому, изобразительному видам творчества, не все дети заканчивают школы искусств, лишь 50% учащихся доходят до выпускного класса. Сохранение контингента учащихся стало актуальной проблемой для многих школ искусств. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед преподавателями школ, является поиск новых подходов к организации обучения, усовершенствование форм и методов работы и качества обучения. Считаю, что овладение новыми педагогическими технологиями, их применение должно стать обязательным компонентом деятельности каждого преподавателя.

Актуальность проблемы побудила меня иначе взглянуть на формы и методы преподавания дисциплины «Ритмика и танец» в школе искусств. Данный предмет является первой ступенью в хореографическом образовании и базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами. Освоение данного предмета способствует формированию общей культуры детей, художественного вкуса, раскрытию индивидуальности ребенка, развитию музыкально-двигательных навыков, творческой активности.Этим достигается комплексное воздействие на все стороны личности ребенка и определяет актуальность и востребованность данной дисциплины в системе дополнительного образования детей.

Пересмотр подачи учебного материала дисциплины «Ритмика и танец»: изменение методических приемов, внесение элементов новизны, оригинальности, способствующих повышению интереса учащихся – легли в основу данной статьи, где я обобщила свой опыт работы по использованию образа на уроках ритмики. Статья включает: обоснование актуальности данной темы, теоретическое изложение образного характера танца, технологию обучения и приемы образного перевоплощения, методические приемы, активизирующие двигательный опыт детей, разработку открытого урока «Путешествие в страну «Ритмика».

Цель опыта работы:

- развитие стойкого интереса детей к хореографическому искусству;

- развитие творческих способностей детей посредством использования музыкально-пластических образов в проучивании учебных упражнений и этюдов.    

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Научить детей создавать музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины.

2. Развить у детей способность видеть музыку, передавая в движении ее характер, образ, тончайшие нюансы.

3. Совершенствовать свободу и пластику танцевальных движений.

Теоретическая основа работы.

В своей работе я опиралась на приемы известных методик, авторами которых являются такие педагоги как А.И. Буренина, Т.Н. Сауко, Е.В. Горшкова, С.Л. Слуцкая. Сущность этих методик заключается в том, чтобы научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движения под музыку.

Танец – это музыкально-пластическое искусство и, как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. В толковом словаре понятие «образ» трактуется как живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь. Образ в хореографии – это отражение свойств характера персонажа, различных явлений, особенностей предметов в яркой образной форме.

В танцевальном искусстве образ создается посредством выразительных движений и пластики человеческого тела, и называют его двигательно-пластическим. Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого- либо персонажа с характерными для него особенностями пластики.

Танец является эффективным средством в развитии творчества и образного воображения детей.

Одним из главных условий развития у детей образного воображения является осознанное отношение их к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего, понимание смысла, значения этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые построения», включая их в контекст танца. Однако самостоятельно дети не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться со значением отдельных движений, с принципами их изменения, варьирования.

Формирование музыкально-двигательного творчества у детей – это целенаправленный процесс. Наиболее полноценно и содержательно он может осуществляться на занятиях ритмики.

В своей работе я использую основные приемы известных методик, а также разработки музыкально-пластических миниатюр и упражнений с собственным авторским текстом.

Технология работы.

Обучение я построила на основе музыкально-пластических упражнений и этюдов, в которых предусматривается образное перевоплощение с помощью языка выразительных и образных движений. На моих уроках каждое упражнение превращается в маленький танец. Чтобы уроки ритмики не стали для детей монотонным и однообразным заучиванием учебных движений, я заполнила их почти безостановочными, энергичными танцевальными движениями. Постаралась, чтобы занятия представляли собой «сценки кипучей деятельности», когда каждый работает, а не засыпает от скучного несколько раз повторяемого комплекса упражнений. На уроках учебный материал я преподношу в образной форме, где помимо достижения точности и правильности исполнения большое внимание уделяется образному перевоплощению, а также осмыслению языка выразительных движений.

Выразительные и узнаваемые образы создаются посредством телодвижений. Мы не только изображаем их мимически, с помощью приемов актерской игры или управления лицевыми мускулами. Надо все тело использовать, чтобы передать манеру двигаться, которая ассоциируется у нас с каждым из этих образов. Типичные движения, позы, любые специфические особенности поведения и черты характера - все это включается в арсенал изобразительных средств, с помощью которых создаются выразительные музыкально-двигательные образы.

Для того чтобы дети смогли создать образ, они должны научиться понимать язык движений. Движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Это утверждение исходит из самой специфики танцевального искусства.

Красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела. Движение в танце является ведущим компонентом воздействия и основным выразительным средством. Движение выражает состояние (чувства, настроения, ощущения) и несет соответствующее содержание.

Движение имеет важную характеристику – выразительность. Выразительное движение рассматривается как степень яркости проявляемого содержания воплощаемого танцевального образа. Чтобы танцевальное движение стало выразительным нужно, чтобы ребенок его осмыслил. Одни и те же движения могут использоваться в передаче различных по характеру образов, но в каждом случае они должны исполняться по-разному, нести характер того или иного персонажа, явления. Важно, чтобы преподаватель каждый раз обращал на это внимание детей.

Я различаю движения выразительные и образные. Выразительные движения – это, прежде всего, движения, посредством которых ребенок создает образ конкретного персонажа, в результате чего воплощаемый образ становится выразительным и узнаваемым. Образные движения – уже само движение выражает суть образа (например, «лягушка», «мостик», «березка», «лодочка», «корзинка» и т.д.)

Обучение приемам образного перевоплощения я провожу на материале этюдов и танцевальных упражнений, каждый из которых предназначен для работы над каким-нибудь одним образом. Знакомство с любым из них начинается с восприятия музыки. Прослушав музыкальный материал, я прошу детей определить, про кого рассказывает музыка, каков характер этого персонажа, что он может делать, как двигаться. Детям нравится инсценировать сюжеты детских песен, перевоплощаться в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом выдумку, фантазию, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Поэтому на своих уроках ритмики я использую в качестве музыкального материала известные детские песни и песни из мультфильмов. С помощью выразительных, образных движений я создаю небольшой танцевально-пластический этюд. Дети с большим удовольствием инсценируют образ героя из любимого мультфильма или детской песни.

Благодаря тому, что ребенок осмысливает движения и стремится использовать их для передачи образного содержания, у него развивается исполнительское творчество, артистичность, способность к сочинительскому творчеству. Вершиной моей работы становится то, когда ребенок сам начинает предлагать движения к какому-либо образу. Кроме того, эффективность использования образного перевоплощения заключается еще и в том, что через образы можно осуществить частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений. Что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц и прекрасно развивает координацию. Чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности.

Необходимо отметить, что свою работу строю с учетом возрастных особенностей детей. Младшие школьники отличаются большой подвижностью, неумением сосредоточится и долго задерживать внимание на одном виде деятельности, поэтому для них следует чаще чередовать упражнения, сменять одни виды движения другими.

Для младшего школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому учащимся младших классов упражнения нужно преподносить в живой, образной форме, проводя параллели со знакомыми для них явлениями, персонажами.

Очень важно, чтобы преподаватель умел разрядить напряжение, создать хорошее настроение на уроке, взбодрить детей. Когда это удается, учащиеся охотно идут на занятия. Поэтому использование приема образного перевоплощения на уроках ритмики выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся, повышения их интереса к учебной деятельности, а также позволяет усвоить учебный материал в яркой, наглядной для ребенка форме.

Методические приемы, активизирующие двигательный опыт детей:

В процессе обучения я использую следующие методы:

1. Выразительный показ движений, танцевальных упражнений, как самим педагогом, так и ребенком. Данный метод задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. Большим успехом пользуется прием – показ упражнений сверстником или, когда в роли учителя выступает ученик.

2. Словесное пояснение, уточнения помогают детям осознавать знания, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.

3. Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии, воображения.

4. Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей. Это позволяет осмысливать содержание музыкального произведения, на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

5. Подбор стихов и загадок, коротких прозаических зарисовок, помогающих интерпретировать музыкально-пластический образ.

6. Рассматривание иллюстраций, ярких картинок;

7. Использование образных метафор (руки – змеи, руки – крылья);

8. Просмотр на занятии фрагментов мультфильмов.

Заключение

Таким образом, прием образного перевоплощения является органичным элементом урока ритмики и обладает большими потенциальными возможностями для художественно-творческого развития детей. Использование данного приема в обучении позволяет формиро­вать у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, создает оптимистическую комфортную психоэмоциональную атмосферу занятий, в которой ребенок может радостно и свободно работать без чрезмерных усилий. Образное перевоплощение вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без сопротивления с их стороны.         Программный материал ритмики представлен ограниченным объемом выразительных средств и комплексом движений. Но благодаря приему образного перевоплощения у преподавателя значительно расширяются возможности в плане постановочной деятельности (одно и то же движение можно по-разному интерпретировать, исполняя его в различных образах).

Урок ритмики непродолжителен по времени. Использование быстрой «калейдоскопичной» смены музыкально-пластических упражнений и этюдов на занятии позволяет достичь максимальной концентрации и плотности учебного материала, высокого темпо-ритма занятия.

В результате применения образного перевоплощения:

1. Проявляется интерес учащихся к занятиям.

2. Развиваются творческие способности учащихся (координация, хореографическая память, внимание, мышление, воображение, фантазия), ребенок активнее познает окружающий мир.

3. Легче и быстрее осваивается необходимый объем движений;.

4. Приобретается умение ярко, образно исполнять танцевальные этюды.

5. Обогащается и организуется эмоциональный мир ребенка.

6. Развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

7. Формируется положительная мотивация учащихся к обучению, уменьшается отсев учащихся в младших классах.

Список литературы

1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий. – М.2002

2. Горшкова Е.В.От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 2-7 лет. – М.2004

3. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова. Учите детей танцевать. – Издательство «Владос». 2001

4. Пинаева Е.А. Детские образные танцы: учебно-методическое пособие - Пермь, 2007

План - конспект урока ритмики

Отделение, класс: хореографическое, 1 класс.

Преподаватель: Волошина Елена Евгеньевна

Тема: «Путешествие в страну Ритмика»

Данный урок рассчитан на 45 минут.

Тип урока: контрольный урок, урок проверки и оценивания ЗУН учащихся

Форма урока: урок-путешествие

Цель урока: определение уровня знаний, сформированности умений, навыков учащихся, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний.

Задачи:

Образовательные – выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в процессе обучения;

- обобщить материал как систему знаний;

- проверить способность к творческому мышлению и образному восприятию движений.

Воспитательные - воспитать положительную мотивацию к учению;

- способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их исполнении;

- воспитать заинтересованность к хореографическому искусству;

- воспитать культуру учебного труда, исполнительскую культуру;

- воспитать нравственные качества: исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, усердие, активность, умение работать в коллективе.

Развивающие - развить умение применять знания на практике;

- развить творческое мышление и хореографическую память;

- развить волевые качества: инициативу, уверенность в своих силах, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

- развить эмоциональную сферу: умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме, владеть и оперировать образами и выразительными средствами движения;

- развитие двигательных качеств: умение координировать движения, управлять своими двигательными действиями, работать в должном темпе.

Методы, используемые преподавателем на уроке:

- игровой (использование игровых моментов);

- наглядный (использование наглядных пособий: кроссворд, иллюстрации, демонстрация эмоционально-мимических качеств);

- словесный (рассказ, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок);

- творческий (использование образов, метафор, хореографической импровизации).

План урока

1. Организационный момент, оглашение темы урока – 5 мин.

2. Поклон - приветствие – 5 мин.

3. Исполнение танцевально - пластических упражнений и этюдов – 30 мин.

4. Завершение, подведение итогов урока, поклон – 5 мин.

Конспект - сценарий урока ритмики "Путешествие в страну Ритмика".

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в путешествие в замечательную страну, где живут жизнерадостные, веселые и энергичные жители. Ну, а прежде, чем начать занятие, давайте поприветствуем друг друга.

Дети выстраиваются на поклон-приветствие. Исполняют вход в зал. Муз. материал - песня "Дорога добра" сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова. В конце поклона выстраиваются в шахматном порядке.

Преподаватель: Жители этой страны очень любят танцевать и от этого получают огромный заряд положительных эмоций. Они очень красивы, стройны и пластичны. Только, вот беда, я забыла, как называется эта страна. Наше путешествие не получится. Но у меня есть кроссворд, который мы будем разгадывать в ходе нашего урока. Отгадав все его слова, мы узнаем название этой удивительной страны.

Преподаватель показывает учащимся кроссворд.

Преподаватель: Ребята, скажите, что делает танцор перед тем, как начать танцевать?

Дети: Разминается и разогревает мышцы.

Преподаватель: Совершенно верно. Итак, вы угадали первую букву названия страны и первое слово нашего кроссворда. Это слово "Разминка".

(Преподаватель вписывает слово "Разминка" в кроссворд). Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение про разминку?

Ученик: Разминка - дело не простое,

Ты будь внимателен, не спи!

Чтоб стало нам тепло и жарко,

Свое ты тело разомни.

Преподаватель: Ребята, давайте мы тоже с вами хорошо разогреемся, потому что дорога не так близка.

Учащиеся исполняют упражнение "Зарядка". Муз. материал - песня "Песенка про зарядку" из м-ф "38 попугаев" муз. Г.Гладкова.

Преподаватель: Ну, что же, мы разогрели свои мышцы и суставы, нам стало жарко. Ребята, теперь вы готовы к путешествию?

Дети: "Да!"

Преподаватель: Отлично! Тогда в путь! А чтобы нам было не так скучно в дороге, возьмем с собой наших друзей Буратино и Петрушку.

Учащиеся исполняют упражнения "Буратино", "Петрушка". Муз. материал - песня "Бу-ра-ти-но" сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова, песня "Куплеты Петрушки" автор неизвестен.

Преподаватель: Ребята, следующую букву вы найдете в названии танцевального упражнения, которое мы сейчас исполним.

Учащиеся исполняют упражнение "Кукла".

Преподаватель: Итак, какая это буква?

Дети: Буква "К"

Преподаватель: Да, это буква "К". И слово "Кукла" мы также впишем в кроссворд. Ребята, кто был внимателен в начале урока, тот сейчас ответит на мой вопрос. Какое любимое занятие жителей той страны, куда мы держим путь?

Дети: Танец.

Преподаватель: Правильно и это слово тоже есть в нашем кроссворде. Ребята, а вы когда-нибудь видели завораживающий танец змей? (Дети отвечают). Послушайте стихотворение:

Сел факир на коврик новый,

Ножки бантиком сложил.

В руки взял свою свирельку

И вниманья попросил.

Факир в дудочку играет.

Тихо музыка плывет.

Кобра сонная зевает,

По-змеиному поет.

Добралась она до шеи,

Извивается винтом.

А факир себе играет

И ему все нипочем.

Змея факира лентой

Обмотала, обвила.

Не шипела, не кусалась,

Все под музыку вилась.

Дети хлопают в ладоши,

Значит, фокус по душе.

- Браво! – сажем мы факиру

И артисточке – змее.

Сейчас мы исполним танцевальное упражнение "Факир и его змеи". Готовы?

Учащиеся исполняют танцевальное упражнение «Факир и его змеи». Муз. материал – песня «У волшебника Сулеймана» сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова.

Преподаватель: Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать танец?

Дети: Без музыки.

Преподаватель: Верно. Музыка и танец не разделимы, они - единое целое. Вот вы угадали еще одно слово. (Преподаватель вписывает в кроссворд слово «Музыка»). Я предлагаю послушать музыку и исполнить упражнение «Часики».

Учащиеся исполняют упражнение «Часики». Муз. материал – песня «Часики» автор неизвестен.

Преподаватель: Ой, ребята, кажется, мы сбились с пути. Но не нужно расстраиваться, нам поможет Гениальный Сыщик.

Учащиеся исполняют этюд «Сыщик». Муз. материал – "Песня Гениальный сыщик» из м-ф "Бременские музыканты" муз. Г.Гладкова.

Преподаватель: Путешествие продолжается. А продолжим наш путь вместе с героями следующих танцевальных упражнений «Шел кот-скороход», «Лягушки», «Что нам делать с гусаком».

Учащиеся исполняют танцевальные упражнения. Муз. материал - песня "Шел кот-скороход" сл. А.Прокофьева, муз. М.Карминского, песня "Две лягушки" сл. Б.Родина, муз. С.Касторского, песня "Чтот нам делать с гусаком" сл. И.Демьянова, муз. М. Карминского.

Преподаватель: Ребята, впереди я вижу огромное синее море. Вы слышите шум прибоя? ( Звучит фонограмма морского прибоя). Я приглашаю вас поиграть. А игра называется «Море волнуется раз». Условия игры следующие, нужно придумать и зафиксировать морскую фигуру (лодочка, морской краб, чайка, морская звезда, дельфин и т.д.)

Проводится игра. Муз. материал – песня «Море волнуется раз…» из к-ф "После дождичка в четверг" сл. Ю. Кима, муз. Г.Гладкова.

Преподаватель: У нас осталось еще одно слово. Я вам покажу картинку, а вы назовите, кто на ней изображен.

Дети: Акробат.

Преподаватель: Итак, мы узнали последнее слово нашего кроссворда. (Преподаватель вписывает в кроссворд слово «Акробат»). Ребята, а хотели бы вы быть такими же сильными, ловкими, как акробат.

Дети: Да!

Преподаватель: Тогда я предлагаю на минутку перевоплотиться в акробатов, силачей и циркачей. Согласны?

Учащиеся исполняют этюд «Циркачи и силачи». Муз. материал – «Песня бродячих гимнастов». Сл. Д.Самойлова, муз. Г.Гладкова.

Преподаватель: Ребята, осталась еще одна неразгаданная буква. Попробуйте   отгадать загадку.

Буква рыбкой стать мечтает.

На ветвях зимой сверкает.

Вьется стайкой над костром

И живет на дне морском.

Дети: Буква «И».

Преподаватель: Молодцы. Наше путешествие завершилось. Как называется эта страна?

Дети: Ритмика.

Преподаватель: Совершенно верно. А сейчас я хочу открыть один секрет. Жителями этой удивительной страны являетесь вы сами. Этот урок ритмики в этом году последний. Весь учебный год вы много трудились, постигали первые шаги хореографии. За год вы научились правильно держать корпус, чувствовать свои мышцы, слушать музыку и ритмично двигаться под нее, стали гибкими и пластичными. Я хочу пожелать вам, чтобы вы полюбили этот прекрасный вид искусства – танец. Урок наш подошел к концу. Давайте поблагодарим друг друга и попрощаемся.

Учащиеся исполняют поклон.

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 917 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6164 676