Дорогие друзья, мы рады представить вам Янышеву Русилю Равильевну, воспитателя МАДОУ ДС № 32 «Брусничка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Русиля Равильевна подготовила для нас познавательный материал о развитии воображения у детей дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Русили Равильевны:
«В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема творческого воображения детей дошкольного возраста. Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом».
Полезного чтения…
Развитие воображения у детей дошкольного возраста
До недавнего времени основное внимание психологов и педагогов было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь многие отечественные педагоги и методисты именно в дошкольном возрасте видят самый благоприятный период для развития ребенка.
Современная концепция дошкольного образования базируется на идее развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема творческого воображения детей дошкольного возраста.
Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В. Давыдова. С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения нового познавательного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет успешность человека в жизни.
Посредством воображения ребенок осваивает значение тех предметов, которые составляют его исторически развивающее содержание. Например, овладеть нормами родного языка ребенок не сможет без свободного экспериментирования с материальным телом (звуковой оболочкой) слова, без того, что называется детским словотворчеством. Выполняя столь важную функцию в психике ребенка, воображение выступает не отдельным психическим процессом (наряду с восприятием, памятью, мышлением), а всеобщим свойством сознания, универсальным корнем всех его духовных проявлений.
Воображение является средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего не видел, выйти за пределы своего личного опыта. В связи с этим воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит материал, хранящийся в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С. Выготский). Воображение имеет исключительно важное значение для осуществления ребенком любого вида деятельности (позволяет представить конечную цель и промежуточные результаты труда до его начала, а также программу действий), может формироваться в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения детьми 4-5 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и средних - выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, ребята в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки) и бросовый.
Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для воспитанников детского сада важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.
Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. Поэтому часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» дети отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.
Но, воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества, почувствовать себя значимым, большим в реальной жизни. Ребенок стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.
Воображение позволяет ему актуализировать свой опыт, оно дает ему возможность реализовать целый ряд потребностей: в познании, в общении в самоутверждении и в самовыражении.
Таким образом, воображение занимает большое место в жизнедеятельности ребенка.