Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Роль сказки в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ
9 минут 3040 739

Роль сказки в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

Kuznecova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузнецовой Светланой Александровной, учителем – логопедом МБУ «Школа № 86» СП Детский сад «Веста» г. Тольятти Самарской области. Сегодня Светлана Александровна в своей статье расскажет о роли сказки в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

«В данной статье рассматривается задача интегрированного подхода в решении коррекционных задач в процессе работы с детьми с речевыми нарушениями. Раскрывается организация логопедического процесса, требующая все более креативной компетенции и многофункционального исполнения поставленных логопедических задач в рамках ФГОС ДО при работе с детьми ОВЗ».

Полезного чтения…


Роль сказки в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии правильной устной речи.

Современные выпускники детского сада умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей свободно мечтать и фантазировать. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Дети черпают оттуда множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют увидеть и понять, где добро и зло. Слушая сказки, развивается фонематическое восприятие речевых звуков, разыгрывание сказки активизирует прямую и косвенную речь. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают грамотно строить диалоги. Помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. А если сказка сопровождается сказочными персонажами в виде игрушек, которые разработаны для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук, то эффект коррекционной работы усиливается. Такие герои сказок не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых воспитанниками при знакомстве с новым учебным материалом, но и несут в себе огромный развивающий потенциал.    

Современные логопеды и нейропсихологи единодушны в том, что развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи. Выделяют специальный, сенсомоторный, уровень развития речи, который является базой для дальнейшего развития речи, профилактики и коррекции возможных трудностей.

Поэтому целью использования сказок в коррекционных занятиях стало помимо нравственного, патриотического и эстетического воспитания, развитие у воспитанников связной речи, через сюжеты сказок и персонажей, участвующих в этих сказках .

Практический опыт показывает, что учитывая особенности речевой деятельности детей с нарушениями речи, их знакомство со сказками, обучение рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, которые часто имеют место быть в текстах сказок, работа по развитию образности и интонационной выразительности речи – все это способствует решению следующих задач:

1. Развивать умение слушать художественное произведение, сказки, эмоционально отзываться на них.

2. Развивать навык пересказывать эмоционально, логично, последовательно.

3. Воспитывать у детей дружелюбие, чувство сопереживания.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка сказки, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Занятие выстраивается, как участие детей в какой-либо реальной, игровой или сказочной коммуникативной ситуации. Это позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к обучению, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Структура занятия разнообразна, с широким использованием игровых ситуаций (путешествие в сказку, в гостях у сказочного героя, сказочные исследования, ребенок сам волшебник или сказочник – и т. п.). Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры, забавы, драматизации с использованием фольклора, эпизода из полюбившейся сказки.

Одной из форм работы по данному направлению являются работа над текстом сказки и такой вид искусства как «кукольный театр». В разыгрывании совместно с детьми театральных постановок сказочных сюжетов используется:

«Пальчиковый театр», это традиционные пальчиковые персонажи, надеваются на указательный палец, остальные пальцы могут быть собраны в кулак или свободно расставлены. Положение руки, манипулирующей такой игрушкой, может быть различным: с опорой локтем на поверхность стола, без опоры из положения стоя или сидя, с вертикально расположенной выпрямленной кистью, кистью, согнутой под прямым углом, с горизонтально расположенной кистью. В играх с такими игрушками можно задействовать не только указательный палец, но и другие, при этом используется один палец изолированно или манипулировать сразу несколькими игрушками на разных пальцах. Сказки помогают задействовать новые мышцы и выполнять разные движения одной или двумя руками, по сюжету.
«Шагающие фигурки - тантамарески», с отверстиями для пальчиков, задействуют сразу два пальца: указательный и средний. Дети чередуют движения этих двух пальцев, имитируя шаги. Для одних фигурок требуется вертикальное положение кисти или всей руки с опорой на поверхность стола. Любимый пример такой игрушки – шагающий бычок.
 Интересно использовать такие игрушки в работе по методике «пальчиковые шаги», когда направление движения определено рисунком тропинки, сенсорной дорожки. Тропинка так же может быть выполнена из бумаги, ткани, дерева и других материалов, которые дают разнообразные тактильные ощущения. С помощью других «шагающих» пальчиковых героев из сказок отрабатываются синхронные движения двух пальцев или же асинхронные, поочередные. В старшем дошкольном возрасте используется такой прием, как составление сказок по схеме.

Дополнительной мотивацией для участия в сказочном действии служит площадка или фон для непосредственно театральной деятельности. Интересно обыгрывается использование игрового сказочного поля с различными сенсорными материалами разными по своей структуре – колючки (дорожки), пушистые ткани (трава), гладкие материалы на тканевой основе (листья), шероховатой (стволы деревьев), и т.д. Прилагаются различные детали, прикрепляющиеся, например, к кроне дерева (сменные кроны отождествляющие времена года) и т.д.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» - писал Сухомлинский В.А.

Сказка – это ещё и терапия средой, особая сказочная обстановка, в которой у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться. Сказка помогает снимать психоэмоциональное на­пряжение, связанное с учебной деятельностью детей, их межличностными отноше­ниями и конфликтами. Сказка расширяет перспективу освоения ребенком сферы необыденного, вводит его в мир еще нереализованных человеческих возможностей и замыслов. Так благодаря ей, ребенок оказывается на переднем плане культуры. Сказка требует особых способов своего введения в детскую жизнь.         

Таким образом, используя практический опыт, описанный выше, можно сделать вывод, что применение комплекса всевозможных методов помогает обеспечить полноценное художественно-речевое развитие ребенка, активизацию и развитие речи.

Литература:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2010.

2.Караманенко Т.Н. «Кукольный театр - дошкольникам». М., «Просвещение», 1969 год.

3.Мукина А.Н. «Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников», начальная школа, 2008 год, №5.

4.Тимофеева Е.Ю.Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги». Изд.:«Корона-Принт» 2011г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 924 19

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6168 676