Дорогие друзья, мы рады представить вам Чемокину Наталью Ивановну, педагога ЦДО «Академия будущего UNION» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Сегодня Наталья Ивановна в своей статье расскажет о методе Сократа при изучении сатирических рассказов А. П. Чехова. Данный материал будет интересен педагогам СОШ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Ивановны:
«Классик мировой литературы Антон Павлович Чехов известен как писатель сатирических рассказов. Чеховский юмор с иронией и долей сатиры, направленный на человека, в основном на простолюдинов, тип которых мы называем «маленьким человеком», зачастую дети понимают в прямом смысле. Как некий анекдот, шутку или просто веселую историю. Тем более такие рассказы как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» изучаются в 6 классе, и объяснить детям скрытый смысл, который содержит глобальную проблему, весьма сложно. Во многих работах учителей русской литературы можно отметить различные способы, методы и технологии изучения данных рассказов. Но мы с вами откроем для изучения данных тем метод Сократа».
Познавательного чтения …
Метод Сократа при изучении сатирических рассказов А. П. Чехова
Посмотреть статью в полной версии
Классик мировой литературы Антон Павлович Чехов известен как писатель сатирических рассказов. Чеховский юмор с иронией и долей сатиры, направленный на человека, в основном на простолюдинов, тип которых мы называем «маленьким человеком», зачастую дети понимают в прямом смысле. Как некий анекдот, шутку или просто веселую историю. Тем более такие рассказы как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» изучаются в 6 классе, и объяснить детям скрытый смысл, который содержит глобальную проблему, весьма сложно. Во многих работах учителей русской литературы можно отметить различные способы, методы и технологии изучения данных рассказов. Но мы с вами откроем для изучения данных тем метод Сократа.
Сегодня метод Сократа (или сократовский метод, еще называют, метод сократовской иронии) признан как один из эффективных методов интерактивного обучения. Метод Сократа – это способ обучения, заключающийся в том, что преподаватель искусно поставленными последовательными наводящими вопросами наводит учащегося на необходимые (предсказуемые) выводы, которые можно сделать из ранее усвоенных знаний или положений [для определения использовали толкование Попова М. из «Полного словаря иностранных слов, вошедших в употреблении в русском языке» 1907 года]. Этот метод помогает в реализации истины не только по определенной теме, но и развивает способности учеников вести диалог. Все мы знаем, что главной идеей всех учений Сократа было найти истину, и в своей педагогике часто применял диалоги. В ходе моей работы мы выясним: актуален и продуктивен ли древний метод, который с годами усовершенствовался, для работы с современными детьми.
С помощью сократовского метода попробуем выявить проблему истинного восприятия сатирических рассказов А. П. Чехова в младших классах. Данная проблема затрагивает многие школы России независимо от вида и направления. Но главными ориентирами этой проблемы являются национальные школы. Они являются формой и средством национального образования, которая создается и функционирует с целью сохранения, трансляции и воспроизводства национальной культуры. Следовательно, аудитория рассчитана на учеников, которые изучают русский язык как второй неродной. Поэтому трудности при восприятии произведения со скрытом смыслом не исключены.
Цель нашей работы:
- изучить рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»;
- рассмотреть специфику применения метода Сократа в процессе изучения данных произведений;
- определить роль метода Сократа в современной педагогике.
Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого разоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до поры до времени терпели, но в 399 г. до н.э. «демократические» власти осудили философа и вынесли вопиющий судебный приговор – первый в Афинах смертный приговор за отвлеченные идейные разногласия. Умер Сократ в семидесятилетнем возрасте, приговоренный к смерти через принятие яда по обвинению в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи.
Смерть Сократа продемонстрировала, что правда жизни, или истина, не столько способствует просвещению и самопродвижению к ней, сколько пробуждает стремления отгородиться и защититься от нее. Иными словами, для современников Сократа его учение не было актуальным, соответственно не могло быть востребованным. Поставленные Сократом проблемы нравственности намного опережали существовавшую в то время культуру. Они противоречили и общепринятым представлениям об образовании, но самое главное – представлениям о власти.
Основная задача метода Сократа – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление. Это стремление также тесно и относится к рассказам Антона Павловича Чехова.
На раннем этапе своего творчества Чехов затрагивает социальные и нравственные проблемы, которые получают развитие в последующих произведениях писателя. Здесь можно назвать и такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».
Мировое устройство в этих рассказах изображается как отношения соподчинения, иерархии: жизнь каждого человека жестко регламентирована его положением в табели о рангах. Нарушение этой системы порождает комизм положения героев: «Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники» [«Смерть чиновника»].
Примечательно, что уже у раннего Чехова этот комизм переходит в трагизм. Это происходит в тот момент, когда персонажи осознают весь дискомфорт или даже ужас своего положения, собственные униженность и ничтожность перед вышестоящими.
Чехов умел коротко говорить о длинных вещах, как он сам сказал о своём таланте миниатюриста. Актуальность юмористических рассказов Чехова в наши дни состоит в том, что герои этих рассказов живут среди нас. Пусть абсолютно другие реалии, но характеры людей, изображённые писателем, не зависят от внешних обстоятельств. Их беды, пороки, трусость, вызывающие у нас смех, зависят не столько от окружающей обстановки, сколько от внутренней сути самих персонажей. Чехов ищет воплощение своей мечты о творческом труде, о свободе от пошлости, что всегда интуитивно приветствуется читателем. Автор умеет дать облик персонажа через художественную деталь, через "мелкие частности", как говорил сам писатель. Поэтому, не стеснённое подробным описанием воображение читателя в любую эпоху может нарисовать себе картину и понять, над чем смеётся Чехов. А приведенный нами метод Сократа активно поможет и усилит разоблачения «мелких частностей» героев и, тем самым, прийти к истине.
Положительным результатом работы будет единая истина всех учеников – понимание авторской идеи рассказов. И такой метод работы помогает также при оценивании знаний и умений учащихся, выявлении сильных и слабых учеников. И, что не маловажно, значительно способствует развитию диалогической речи детей.