Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Творчество, как цель и ресурс мотивации
23 минуты 2880 789

Творчество, как цель и ресурс мотивации

Hamidulina OR fotoДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Хамидуллину Оксану Ринатовну, преподавателя МАУДО «ДХШ № 2» г. Набережные Челны, РТ. Сегодня Оксана Ринатовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Творчество, как цель и ресурс мотивации». Данный материал будет интересен преподавателям ДХШ.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Ринатовны:
«Вопрос мотивации к учебной и творческой деятельности учащихся приобретает все большее значение на фоне возрастающих требований в системе образования. Развитие интереса и потребности в каком-либо виде деятельности становится ключевым не только для личности, как для субъекта образования, но и социально значимым аспектом. В статье представлен опыт организации творческой деятельности учащихся посредством творческих заданий в рамках учебного предмета «Прикладная композиция» в ДХШ».
Творческого чтения…


Творчество, как цель и ресурс мотивации

Проблема мотивации к творческой деятельности в ХШ может возникнуть в работе с детьми любого возраста, но наиболее ощутима и катастрофична в работе с детьми подросткового возраста, за плечами которых уже есть определенный багаж и опыт обучения в художественно-эстетическом направлении. Возможно это эмоциональное истощение, возможно, это потеря интереса. На фоне современных требований в системе образования этой причиной становится даже физическое переутомление и загруженность. Этот процесс кажется сиюминутным, но часто он зарождается еще на начальных этапах обучения. Как с годами обучения в ХШ не только поддерживать мотивацию к обучению, но и повышать е уровень? Нашей целью становится содействие в формировании потребности учащихся в творчестве, в потребности творческой самореализации посредством изобразительных видов деятельности.

Во всем кроется вопрос воспитания – человечного воспитания. Это работа не только с сознанием, но и душевными качествами человека. Сейчас хотелось бы актуализировать современное направление в психологии, обращающееся к экологии внутреннего мира человека, обратиться к понятию, которое обычно употребляется в качестве метафоры - "экология души". «Растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы». Это слова немецкого мыслителя И. Гете. Экология души — это качественный уровень личного духовного развития человека, стремящегося к познанию и созиданию. Но прийти к высокому качественному уровню, человеку, находящемуся в дисгармонии с самим собой, очень сложно.

Современный человек привык размышлять, принимать решения и действовать, опираясь на опыт, действуя порой машинально, нацеливаясь на результат. А если результата нет или он отрицателен. Тогда мы выходим из душевного равновесия. Не получая удовлетворения от процесса деятельности в разных сферах жизни: учеба, семья, работа, отдых, мы перестаем видеть смысл в своих действиях. Тоже самое происходит и в душах детей, но они, в отличие от взрослых, пока не владеют приемами самообладания. А прибывая в состоянии постоянного стресса и неудовлетворенности, так и не смогут ими овладеть.

Нам взрослым важно стремиться к тому, чтобы маленький человек получал добро от окружающего мира, воспринимал сложности этого мира по-доброму, был способен и готов нести добро в ответ.

У нас, педагогов художественно-эстетического направления, в руках ключевое средство и инструмент, позволяющий снять негативное влияние всех процессов, влияющих на детей, да и на взрослых - это творчество. Как правило, творчество ассоциируется с деятельностью художников, поэтов, музыкантов. Но сегодня общепризнано, что творчество может коснуться всего вокруг, всех направлений жизнедеятельности человека - это процесс создания чего-то нового, деятельность, направленная на получение уникального результата, исходя из личностных особенностей и способностей автора. Деятельность человека, или проще говоря - работа, сделанная с любовью – это и есть творчество. Заинтересованность чем-то и любовь к чему-то пробуждают творческое мышление, которое в совокупности с логическим мышлением и знаниями помогают человеку корректно формулировать свои задачи, цели и мечты, находить пути их реализации, прислушиваясь к себе, доверяя своей интуиции, реализовывать задуманное и получать наслаждение не только от конечного результата, а, в первую очередь, от самого процесса.

А что насчет среды? «Загрязнителями» визуальной среды являются гомогенные («голые» поверхности) и агрессивные (поверхности, содержащие множество одинаковых, равномерно распределённых видимых элементов) визуальные поля, а также большое число прямых линий, прямых углов, статичных поверхностей большого размера и бедной цветовой гаммы. Ребенок, пришедший в соответствии со своими интересами и предпочтениями, в нашем случае, в художественную школу, должен попасть в микромир, предоставляющий возможность не только учиться и самореализовываться, но и созерцая, удивляясь, восхищаться. Здесь у нас есть все возможности погрузить ребенка в богатую художественно-эстетическую среду, в которой благодаря ежемесячно меняющимся выставочным экспозициям, всегда есть, за что «зацепиться глазу».

Если, отойдя от теории, обратиться к практике, то из опыта преподавания в художественной школе такого предмета как «Прикладная композиция», можно представить вниманию следующие творческие задания: «Макромир вокруг нас. Батик», «Моя весна. Коллаж из бросового материала», «Я в этом мире. Коллаж из бросового материала», «Как чудесен этот мир. Коллаж терра», «Мир цветов и насекомых. Витраж». Эти учебные темы и творческие задания объединены тем, что подразумевают обращение детей к животному, растительному миру, к миру насекомых, птиц и рыб, и в целом к миру вокруг нас и к самому себе в этом мире. Черпая вдохновение в мире природы, учащиеся часто открывают в новом качестве то, что казалось таким знакомым. Развивается визуальная культура детей: благодаря условиям заданий они учатся осознанно и целенаправленно изучать объекты живой природы и, пропуская через призму своего «Я», давать образам и чувствам творческую интерпретацию. Творчество - это то, в чем человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. В принципе, каждый из нас благодаря творчеству раскрывает свою сущность.

И когда на уроке даются творческие задания, появляется проблема: как оценить творчество? Часто в погоне за оценкой «5» дети упускают свою индивидуальную творческую ниточку и стремятся сделать так, как показал педагог. Пытаются повторить когда-то удавшийся опыт. Бывает трудно подвигнуть детей к творческому поиску, риску, уходу от шаблонов и стереотипов. Важно показать детям, что можно мыслить и изображать по-другому – это и должно быть целью. И тогда ребенку объясняешь, что работа, в первую очередь, должна нравиться ему самому. И обмануть педагога в этом сложно, потому что мы видим не только результат, но и сам процесс, и даже то, как ученик продемонстрирует свою работу, может показать то, как он к ней относится.

Именно «правильное отношение» к окружающему, к событиям, к себе, к своим интересам и желаниям, к своей работе, может поддерживать мотивацию, к творчеству, но и творчество в свою очередь является мощным стимулом к действию.

Тема: Моя весна (коллаж из бросового материала)

Возраст учащихся: 13-15 лет (3 и 6 год обучения в ДХШ).

Количество часов: 5 академических часов: 1 час – поисковая работа и эскизирование; 1 час – перенос изображения на чистовик; 3 часа – работа в материале.

Цель: содействие творческой самореализации учащихся в условиях работы с абстрактно-ассоциативной композицией в технике коллаж. Способствовать развитию визуальной культуры учащихся, через обращение к объектам природы, окружающей среде.

Материалы и оборудование:

- бросовый материал (дизайн мусор): ткань различной текстуры и фактуры, бумага различной фактуры и текстуры, фурнитура, природный материал и т.п.;

- графические и живописные материалы;

- ножницы, клей, резак;

- картон 20*20.

Применяемые понятия:

- стилизация, абстракция, ассоциация, абстрактно-ассоциативная композиция;

- законы и принципы композиции: центр композиции, статика, динамика, ритм в композиции, равновесие в композиции;

- изобразительные и неизобразительные выразительные средства композиции: фактура, текстура, рельеф, пластика, цвет.

Методы и приемы:

- метод наглядности, мастер-класс, фронтальная и индивидуальная работа;

- творческая деятельность, эксперимент.

Учебная задача: Необходимо визуально организовать квадратный формат в соответствии с темой «Моя весна». В работе важно органично интегрировать различные изобразительные и неизобразительные средства. Приветствуется стремление к использованию не только оригинальных материалов, но и неожиданных приемов и техник работы с ними. Руководствуясь приемами и подходами в работе с бросовым материалом, продемонстрированными педагогом, предложить свои способы создания фактурных и пластических решений. Главный акцент в работе – передача настроения и состояния. Применив стилизацию, работаем с образами, создающими только лишь ощущение и впечатление от выбранного времени года. Образы и среда передаются в максимально стилизованном виде, до степени абстракции. Характер используемого материала, его цветовая гамма, должны соответствовать теме: важно через характер композиции, характер цветовой гаммы и характер применяемых материалов, передать ощущение, состояние, настроение весны. Важно, руководствуясь композиционными законами и принципами, сохранить цельность и обеспечить выразительность композиции.

Тема: Макромир (холодный батик)

Возраст учащихся: 14-16 лет (4 и 7 год обучения в ДХШ).

Количество часов: 6 академических часов: 1 час – поисковая работа и эскизирование; 1 час – перенос изображения на чистовик (картон); 1 час – перенос изображения на ткань; 2 часа – работа в цвете; 1 час – работа контуром (декорирование).

Цель: содействие творческой самореализации учащихся в условиях освоения техники росписи ткани «холодный батик». Способствовать развитию визуальной культуры, эмоциональной отзывчивости учащихся, через обращение к объектам живой природы и их среды обитания.

Материалы и оборудование:

- краски для батика, резерв;

- декоративный контур в тюбиках;

- ватман и подрамник 45*50, ткань для батика (креп-жоржет).

Применяемые понятия:

- макроизображение;

- стилизация, декоративная композиция, прием «оверлеппинг»;

- композиционные законы и принципы: центр композиции, статика, динамика, ритм в композиции, равновесие в композиции;

- изобразительные средства композиции: точка, линия, пятно, цвет и цветовые сочетания.

Методы и приемы:

- метод наглядности, мастер-класс, фронтальная и индивидуальная работа;

- творческая деятельность.

Учебная задача: проведя исследовательскую работу по способам маскировки различных объектов живой природы в среде своего обитания, выполнить стилизованную композицию по теме: макромир вокруг нас. Установить связи строения, окраски и поведения живых существ в зависимости от условий их существования. Посредством приемов стилизации, органично интегрировать выбранный объект в среду его обитания через изобразительные приемы, например оверлеппинг: наложение, пересечение. Использовать повторение и преломление линий и плоскостей. Контурный рисунок (линию), характерный для техники «холодного» батика, использовать как основное выразительное средство, определяющее выразительность получаемых плоскостей для дальнейшей работы цветом. Актуализировать знания в области цветоведения во избежание неправильного смешения цветов и получения «грязных» цветов и оттенков. Главный акцент в работе – скрытие в среде живого существа в том числе и через его преувеличенное и, как следствие, фрагментальное изображение. Характер линий, характер композиционного и цветового решения должны соответствовать характеру образа и характеру среды его обитания. Познакомившись с приемами работы в технике холодного батика через мастер-класс педагога, освоить и закрепить их на практике. Для повышения качества работы в ракурсе эстетического и исполнительского аспекта, использовать для декора изображения контур. Контур помогает скрыть технические недостатки, допущенные в работе, помогает расставить акценты, повышает декоративность композиции.     

Тема: Я в этом мире (коллаж из бросового материала)

Возраст учащихся: 10-11 лет (3 год обучения в ДХШ).

Количество часов: 3 академических часа: 1 час – поисковая работа и эскизирование; 2 часа – работа в материале.

Цель: содействие творческой самореализации учащихся в условиях освоения и применения техники коллажа. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости учащихся и способности к выражению своих идей, мыслей и ощущений посредством неизобразительных средств.

Материалы и оборудование:

- бросовый материал (дизайн мусор): ткань различной текстуры и фактуры, бумага различной фактуры и текстуры, фурнитура, природный материал и т.п.;

- графические и живописные материалы;

- ножницы, клей, резак;

- формат А3.

Применяемые понятия:

- шрифты, характер шрифта, штрих в строении буквы, буквица;

- абстракция, ассоциация;

- коллаж;

- законы и принципы композиции: центр композиции, статика, динамика, ритм в композиции, равновесие в композиции;

- изобразительные и неизобразительные выразительные средства композиции: фактура, текстура, рельеф, пластика, цвет.

Методы и приемы:

- метод наглядности, мастер-класс, фронтальная и индивидуальная работа;

- творческая деятельность, эксперимент.

Учебная задача: личное имя человека дано человеку для того, чтобы иметь возможность обращаться к нему и говорить о нём. Но это лишь малая сторона вопроса. Роль имени в жизни человека очень велика. Имя в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого. В условиях творческого задания «Я в этом мире» учащимся необходимо оформить заглавную букву своего имени в виде композиции, раскрывающей характер, интересы, увлечения, окружение автора. На основе приемов работы с различным бросовым материалом, продемонстрированных педагогом, необходимо выполнить композицию в технике коллажа. При этом важно стремление к авторской интерпретации своих идей в материале. Для многих учащихся открытием становятся возможности неизобразительных средств в передаче идеи, настроения, состояния. Поэтому большое внимание уделяется подбору используемых в работе материалов. Этот этап уже способен многое «рассказать» об авторе. Практика показывает, что многие учащиеся в силу своих возрастных особенностей глубоко не задумываются, каким образом «показать» себя, рассказать о себе посредством творческой работы: все происходит самопроизвольно. Дети делают то, что им нравится и так, как им нравится; так, как они умеют это делать или на таком уровне, который готовы освоить. Что может ярче «проиллюстрировать» человека? Важно актуализировать и содействовать применению обучающимися знаний по принципам и законам композиции – композиционной организации идеи, обеспечивающих гармоничный строй работы.

Тема: Как чудесен этот мир (коллаж терра) 

Возраст учащихся: 14-16 лет (4 и 7 год обучения в ДХШ).

Количество часов: 6 академических часов: 1 час – поисковая работа и эскизирование; 1 час – перенос изображения на чистовик (картон); 2 часа – работа с бросовым материалом; 1 час – выкраска; 1 час – тонировка, декорирование.

Цель: содействие творческой самореализации учащихся в условиях освоения и работы в технике, имитирующей коллаж терра. Отработка навыков работы с неизобразительными выразительными средствами.

Материалы и оборудование:

- бумага, упаковочный гофрированный картон, пластилин, фурнитура, природный материал;

- акрил для фона, акрил золотого или бронзового, а так же белого цветов, корректировочный штрих;

- ножницы, клей, резак;

- формат 20*20.

Применяемые понятия:

- абстракция, ассоциация;

- коллаж терра;

- законы и принципы композиции: центр композиции, статика, динамика, ритм в композиции, равновесие в композиции;

- изобразительные и неизобразительные выразительные средства композиции: фактура, текстура, рельеф, пластика, цвет.

Методы и приемы:

- метод наглядности, фронтальная и индивидуальная работа;

- творческая деятельность, эксперимент.

Учебная задача: коллаж терра: "терра" – в переводе "земля", а терра-коллаж – это работы, выполненные из составляющих земли – глины, песка, гипса, шпаклевки и разнообразных природных материалов. Процесс создания терра-коллажа увлекателен, но трудоемок. Поэтому на уроках прикладной композиции, в условиях реализации учебной программы, предлагается для исполнения учащимися упрощенного варианта коллажа, в какой-то степени, напоминающего технику терра. Применяемые в работе материалы должны восприниматься авторами работ, в первую очередь, как средство создания фактуры: помятая бумага, гофрированный картон, швейная фурнитура, тесьма, шнурки, разнообразный природный материал и, главное, пластилин, как ключевой пластичный материал, поддающийся созданию любой фактуры. Именно пластилин может имитировать фактуру перечисленных материалов. Выбранные материалы складываются в композицию, изображающую образ из окружающего нас мира – представителя живой или неживой природы. Приветствуется неординарный подход к решению образа. Так как работа ведется за счет неизобразительных выразительных средств, то, безусловно, важно говорить о присутствии значительной степени стилизации. Практика показала, что работа может быть построена по двум противоположным путям. В первом случае традиционно может быть первоначальна идея – образ и среда, которые определяют подбор материалов и их композиционную организацию на формате. Второй путь можно обозначить как нетрадиционный: он строится на основе эксперимента. Является в большей степени интуитивным и ассоциативным. Материалы подбираются только на основе предпочтений автора, эмоционального отклика автора на их характер и фактуру, которую они могут привнести в композицию. Их композиционная организация может быть построена только лишь на основе интуиции и соблюдения композиционных принципов и приемов. После сбора композиции осуществляется ее выкраска в один цвет. Самый эффектный этап в работе над коллажем – это оттенение золотым, бронзовым или иным контрастным цветом. Подчеркивая фактуру, многие учащиеся начинают видеть в работе образ, который не задумывался и не планировался. Причем, каждый зритель может прочитать в композиции свой образ и часто для этого необходимо повернуть работу на 90 градусов или на все 180. Тогда, для того чтобы образ был читаем, возможно дорисовывание, прорисовывание или декорирование композиции контрастным цветом. Чаще это белый цвет, а именно корректировочный штрих. 

Тема: Мир цветов и насекомых (витраж)

Возраст учащихся: 13-14 лет (3 и 6 год обучения в ДХШ).

Количество часов: 5 академических часов: 1 час – поисковая работа и эскизирование; 1 час – перенос изображения на чистовик (картон); 1 час – работа контуром на стекле; 2 часа – работа в цвете.

Цель: содействие творческой самореализации учащихся в условиях освоения техники росписи стекла. Способствовать развитию визуальной культуры, эмоциональной отзывчивости учащихся, через обращение к объектам живой природы и их среды обитания.

Материалы и оборудование:

- витражные краски, контур;

- акварель;

- ватман А4, стекло в раме А4.

Применяемые понятия:

- стилизация, декоративная композиция, прием «членение изображения»;

- композиционные законы и принципы: центр композиции, статика, динамика, ритм в композиции, равновесие в композиции;

- изобразительные средства композиции: линия, пятно, цвет и цветовые сочетания.

Методы и приемы:

- метод наглядности, мастер-класс, фронтальная и индивидуальная работа;

- творческая деятельность.

Учебная задача: роспись стекла, имитирующая витражную технику, вызывает большой интерес учащихся. Различные представители животного мира становятся персонажами композиций, особенностью которых так же является высокая степень стилизации, так как речь идет, безусловно, о декоративной композиции. Цель стилизации в данном случае заключена в «переработке» окружающей действительности и внесения в нее собственных эмоциональных переживаний учащимися, возникшими на основе любования природой и ее представителями. Происходит декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, отказа от объема и изменения цветовых отношений. Основные приемы стилизации – это оверлеппинг и, в большей степени, членение на плоскости, так как именно такой подход предполагает витражная техника. Витражная композиция состоит из плоскостей залитых в определенный цвет. Исходя из опыта работы по данной теме, можно сказать, что учащимся достаточно редко удается максимально качественно работать контуром на стекле, обеспечив равномерное выдавливание контура из тюбика. Именно в связи с этим выбрана тематика, связанная с животным миром: «рыхлая», «дрожащая» линия часто так характерна для оперения птицы, дрожащего лепестка и т.п. На этапе работы с цветом учащимся на основе мастер-класса педагога предлагается живописное заполнение плоскостей цветом. Речь идет о высветлении цвета, через введение бесцветной краски; о переходе одного цвета в другой цвет. Это делает работу более замысловатой и интересной. Так же, исходя из опыта работы, можно говорить о том, что изображение (композиция), полностью залитое цветом, в итоге получается «перегруженным». Кроме того учащимся бывает сложно равномерно залить цветом крупные плоскости, а это в условиях декоративной композиции очень важно. В связи с этим детям предлагается работать с цветом в условиях мелких плоскостей, составляющих изображение. Крупные плоскости, в данном случае плоскости фона и среды, остаются свободными. В дальнейшем учащиеся готовят «подложки» - фон для своей работы, который будет просматриваться сквозь нетронутые участки стекла. Это могут быть абстрактные цветовые переливы, растяжки, оттиски, или стилизованные изображения, выполненные в технике лессировки.

Бесспорно, что путь к душе ребенка, его эмоциональному и нравственному здоровью, лежит именно через творчество и обращение к окружающему нас живому миру. Анималтерапия не случайно возродилась в XXI, и сегодняшний день показал, что такие направления как дельфинотерапия, иппотерапия, канистерапия и т.д. могут улучшить и эмоциональное, и психическое, и физическое состояние человека. А это одни из главных путей к здоровью окружающего нас мира.

Список литературы

Интернет – источники:

  1. http://malamutalaska.com/publications/other/animaloterapiya-lechenie-zhivotnymi.html
  2. http://baumanki.net/lectures/11-iskusstvo-i-iskusstvovedenie/380-dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo/5192-16-stilizaciya-v-dekorativnoy-kompozicii.html

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1162 23

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6238 676