Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кучкиной Татьяной Евгеньевной, воспитателем ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Татьяна Евгеньевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для развития образной речи у детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства. Статья будет интересна педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Евгеньевны:
«Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем».
Полезного чтения…
Развитие образной речи у детей через знакомство с произведениями изобразительного искусства
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба, А.А.Пешковский, А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Ф.А.Сохин, Л.А.Пеньевская, А.М.Леушина, О.И.Соловьева, М.М.Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание выразительности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон, Е.А.Флёрина, Н.П.Саккулина, Н.А.Ветлугина и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно изобразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как любому другому виду деятельности.
Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л.Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенно для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, …так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, не передаваемые в отвлеченной формулировке, обобщенные мысли».
Все формы образности речи – метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использование этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Работа с произведениями живописи проводится в два этапа. На первом этапе – рассматривании произведений изобразительного искусства – основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный смысл произведения живописи и графики, высказывать на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов.
На втором этапе – рассказывании на тему произведений изобразительного искусства – происходит обучение детей построению связного высказывания на тему картин разных жанров.
Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит детей к созданию разных типов текста: описание, повествование, рассуждение, которые зависят от жанра картины.
Приобщая детей к искусству, необходимо учить их пользоваться специальными искусствоведческими терминами. Основным приемом в развитии монологической речи является рассказ. Я использую рассказ по-разному: как метод на фронтальных занятиях, как прием в различных формах групповой и индивидуальной работы, особенности с детьми застенчивыми, малоактивными, с низким уровнем развития речи.
В своей работе с произведениями изобразительного искусства я использую следующие приемы и методы работы:
- Вопросы педагога. Это основной методический прием, применяемый при работе с произведениями живописи и графики;
- Беседа. Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает их, употребляя выразительные обороты;
- Прием совместных речевых действий;
- Коллективный рассказ;
- Рассказ – образец личностного отношения педагога к картине;
- Искусствоведческий рассказ педагога (применяется при рассматривании произведений живописи);
- Упражнение на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, образных сравнений;
- Прием точных установок;
- Прием классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру;
- Рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта, портрета;
- Рассказ-загадка (особенно хорош при работе с натюрмортами);
- Прием композиционных и колористических вариантов;
- Придумывание названия картины и его объяснение;
- Рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему или по двум картинам одного автора;
- Воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий;
- Прием сравнения;
- Акцентирование деталей (лучше при работе с портретами);
- Метод вызывания адекватных эмоций;
- Тактильно-чувственный метод (при работе с жанровой картиной и портретами);
- Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником, или прием «словесное рисование»;
- Прием «вхождения в картину». ТРИЗ «Вижу, слышу, чувствую»;
- Картина, музыка, поэзия (особенно хорош при работе с пейзажной картиной);
- Метод молчания;
- Посещение музея;
- Составление рассказов по собственным рисункам на тему знакомой картины;
- Игровые приемы – художественно-развивающие игры;
- Проведение выставок, вернисажей;
- Театро-терапия «Инсценирование иллюстраций, картин»;
- Отработка слов-ориентиров, предлогов;
- Арт-терапия. Метод фантазии «Я – розовый куст».
Вместе с детьми проводятся выставки-вернисажи по различным темам. На выставках происходит живой обмен мнениями, звучит музыка и поэзия. В качестве экскурсоводов выступают дети. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества ребенка.
Список литературы
- Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О.С.Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Н.А.Курочкина. Знакомство с натюрмортом. СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 1999.
- Н.А.Курочкина. Детям о книжной графике. СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2004.
- С.К.Кожохина. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Н.А.Курочкина. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Н.А.Курочкина. О портретной живописи – детям. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.