Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Болговой Еленой Лаврентьевной, воспитателем МБ ДОУ «Детский сад № 125» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Елена Лаврентьевна делится с нами своим профессиональным опытом развития компонентов эмпатийного процесса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр в ДОО. Статья будет полезна воспитателям ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Елены Лаврентьевны:
«Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства».
Полезного чтения…
Развитие компонентов эмпатийного процесса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр в ДОО
Посмотреть статью в полной версии
Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Известно, что ориентация в эмоциональном состоянии окружающих людей является необходимым условием успешной совместной деятельности. Поэтому развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений, развития способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями.
Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.
Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву, а не по внешней форме поступка.
Выявлено, что основными функциями эмпатии являются:
- эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
- она помогает преодолеть психологическую защиту другого;
- расширяет представление о жизни других;
- обогащает собственный эмоциональный опыт;
- развивает личность и систему ее ценностей;
- несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида.
Эмпатия формирует ряд способностей из которых складываются социально - психологические свойства личности:
1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;
2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия;
3) способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого.
В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием, непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.
Организация театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, предполагает знание педагогических приемов при обучении как сопереживанию, так и сочувствию и содействию, то есть выбор эффективных форм работы с детьми на каждом этапе развития эмпатии.
Первый компонент эмпатийного процесса сопереживание - представляет собой переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Использование театрализованной игры на этапе развития сопереживания предполагает обогащение представлений дошкольников об эмпатии и их эмоционально-чувственного опыта, развитие представлений и формирование личного, индивидуального отношения к такому качеству человека, как эмпатия.
Содержание работы должно перекликаться с личным опытом ребенка. Дети должны не только вспомнить и воспроизвести пережитые эмоции и чувства, но и осознать природу их появления, овладеть способами их выражения вербально и с использованием пантомимики, обогатить свой эмоционально-чувственный, эмпатийный опыт.
Второй компонент эмпатийного процесса
сочувствие - представляет собой переживание субъектом собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Использование театрализованной игры на этапе развития сочувствия у детей предполагает их активное участие в театрализованной игре не только как зрителей, но и как участников.
Обсуждение впечатлений, чувств детей после театрализованных игр дает возможность каждому ребенку сделать собственный выбор, определить наиболее близкую для него модель поведения, сравнить ее с собственным поведением, поведением детей в группе.
В результате использования театрализованной деятельности на этапе развития сочувствия у старших дошкольников обогащаются представления о сочувствии, сопереживании, содействии, эмоциях и чувствах людей, способах их вербализации, что оказывает влияние на развитие эмпатийного поведения.
Третий компонент эмпатийного процесса
содействие - представляет собой комплекс вербальных и невербальных действий, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Особенностью работы на данном этапе является обобщение и практическое применение умений, представлений и эмпатийных способностей, полученных на предыдущих этапах в рамках интересной для дошкольников деятельности.
Кроме того, мы считаем, что при организации театрализованных игр необходимо опираться на правила драматизации, выделенные Р. Калининой.
- Правило индивидуальности
Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
- Правило всеобщего участия
В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
- Правило свободы выбора
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
- Правило помогающих вопросов
Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
- Правило обратной связи
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
- Правило мудрого руководителя
Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, можно увидеть, что выделенные выше особенности театрализованной игры, а именно принятие роли и выполнение игровых действий в соответствии с ролью, требуют осознания и принятия ребенком эмоциональной составляющей этой роли.
При отборе театрализованных игр, мы опирались на рекомендации Т.А Гайворонской. Для того чтобы театрализованная игра служила цели развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста мы подбирали игры на проявление различных эмоций, понятных старшим дошкольникам: грусть, радость, спокойствие, печаль, горе, страх.
В процессе проведения театрализованных игр мы старались не мешать детям, не сравнивали детей с другими детьми, не игнорировали их чувства и эмоции. На протяжении всех игр мы предоставляли детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность, для этого в процессе игр мы создавали для каждого ребёнка индивидуальное пространство.
Все это способствовало развитию и поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также открывало широкие возможности для создания ребенком собственного художественного образа, освоения различных игровых позиций, развития творческих способностей.
Список литературы
1. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] //Вопросы психологии.- 2007. - № 5. - С. 57 — 65.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [текст] / Л.И. Божович.- Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995.- 304с.
3. Борисова, А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность [текст]/ А. А. Борисова. – Ярославль, 1982.- 232с.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии.- №6. - 1966. - С. 62 – 68.
5. Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [текст] / Т.А Гайворонская — М.: Центр педагогического образования, 2007. – 187с.
6. Изотова, Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореферат. Дисс. канд психол. наук. М.,1994.
7. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. [текст] / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986.- 344с.
8. Игры-драматизации в детском саду [текст] / Сост. Е.Л. Трусова.-Киев, 1991.- 134с.
9. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль, 1994.- 156с.
10. Робертс, Р.Д., Меттоюс Дж, Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике// [текст] / Психология. Т 1, №4.- С. 3-26.
11. Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. канд. дисс. [текст] / Л. П. Стрелкова.- М., 1987.- 45с.
12. Фурмина, Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх [текст] //Художественное творчество и ребенок–М.: Просвещение, 1972.- С.88-112.
13. Эльконин, Д.Б. Психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
14. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации : Избр. психол. тр. [текст] / Под ред. Е. М. Борисовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т, 304 с.