Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Воробьеву Наталью Георгиевну, педагога-психолога МБДОУ № 265 г. Красноярска. Сегодня Наталья Георгиевна подготовила для нас познавательный материал о психолого – педагогических особенностях развития интеллектуальных способностей и эмоциональной отзывчивости в ритмических ансамблях. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.
Комментарии к статье от Натальи Георгиевны:
«Интеллектуальные способности – это способности, которые мы развиваем с первых шагов ребенка. Конечно, педагоги и психологи ищут оптимальные способы развития интеллектуальных способностей детей. Дошкольное детство – это благоприятный (сезитивный) период, для развития эмоциональной сферы и ритмических способностей. Через развитие метроритмических способностей возможно успешно развивать: память, мышление, внимание, воображение. Ритмический ансамбль один из самых доступных способов развития не только музыкальных способностей детей, с учетом их психофизических особенностей, но и интеллектуальных».
Интересного чтения…
Интеллект (англ. intelligence; лат. intellectus – понимание, познание) определяется достаточно разнообразно, но в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной. Под интеллектом подразумевается система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения, внимания. Понятие интеллекта как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией человека к новым жизненным задачам.
Интеллектуальные способности – это способности, которые мы развиваем с первых шагов ребенка. Конечно, педагоги и психологи ищут оптимальные способы развития интеллектуальных способностей детей. Дошкольное детство – это благоприятный (сезитивный) период, для развития эмоциональной сферы и ритмических способностей. Через развитие метроритмических способностей возможно успешно развивать: память, мышление, внимание, воображение. Ритмический ансамбль один из самых доступных способов развития не только музыкальных способностей детей, с учетом их психофизических особенностей, но и интеллектуальных. С раннего возраста необходимо знакомить детей с простейшими ритмическими фигурами. Дети могут совместно играть ритмические структуры, как в сопровождении аудио записи или с использованием видео презентаций. Ритмические упражнения способствуют созданию комфортной обстановки в группе и созданию причастности каждого ребенка к общему делу.
Процесс коллективного музицирования в этом возрасте способствует социализации, адаптации детей к взаимодействию в коллективе, к подчинению своих интересов общим. Основные постулаты ритмического воспитания можно выразить словами Б.Теплова: «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, передающими временной ход музыкального движения или говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер». А следовательно, ребенок в этот момент концентрирует внимание, и чтобы запомнить ритмические структуры – память. Ребенок приобретает многие важные качества, умения и навыки:
- умение слышать, концентрировать внимание;
- умение подчинять свои интересы общим.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную природу, необходимость концентрировать внимание, но и эмоциональную природу. Совместное исполнения ритмических структур воспитывает эмоциональную отзывчивость, развивает интеллектуальные способности, нравственные и общекультурные качества. Очень важно, что музыка, которую в этот период предлагают детям является не только высокохудожественной, но и ярко выражающей доступные детям эмоции, и в этом случае она становится уникальным фактором развития их эмоциональной сферы - ведущей сферы развития детей в дошкольном возрасте. Дети, слушая музыку приобщаются к лучшим образцам русской и мировой музыки. Простейшие ритмы обогащают предложенную музыку для игры, стимулирует интерес. Процесс знакомства с ритмическими структурами выстраивается от простого к сложному. Структура чувства музыкального ритма, как и интеллектуальные способности выстраивается в онтогенезе не сразу, как целостная система, а покомпонентно. Совместное исполнение ритмических фигур требует от детей большой концентрации внимания, воспитывает волевые качества и внутреннюю дисциплину. Ритмические структуры дети играют не только с помощью ладошек, ложек, треугольников, но и не традиционных шумелок, изготовленных руками родителей и воспитателей, это могут быть полешки, кружки, наждачная и просто бумага.
Занятия с использованием ритмических структур – это бесконечная игра в творчество. Ребенок развивается благодаря:
- атмосфере благоприятствующей развитию;
- развитию через подражание и пример;
- культивированию многообразных форм игровой деятельности.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад жизни и приумножить ее смысл.» Эти слова могут служить стимулом в кропотливой работе всех тех, кто причастен к работе по развитии детей. Главная наша задача состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас уникальных возможностей, с помощью которых мы помогаем развиваться детям, развиваем их интеллектуальные способности и эмоциональную сферу. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Ребенок изначально любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий: почти все его интересует, привлекает внимание. Выдумка, творческая фантазия взрослого - не ограничены.
Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект ритмических упражнений, которые используются на занятиях с детьми. В силу своих особенностей они близки детям, доступны их пониманию, воспроизведены в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия.
В основе содержания данной системы работы четыре основных компонента, которые должны учитываться при деятельности детей:
- эмоциональный компонент обусловлен спецификой ритмических упражнений, их яркостью, эмоциональной заразительностью.
- познавательный компонент связан с расширением знаний и представлений детей о ритмических структурах, в рамках, доступных пониманию детей дошкольного возраста. На основе получаемой информации у детей развиваются познавательная активность.
- деятельностный компонент также важен, поскольку сам процесс развития ребенка происходит в разнообразной деятельности (восприятие-слушание, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), где каждый из видов деятельности имеет свое самостоятельное значение, свою самоценность.
- социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса. Ребенок может себя самореализовывать в процессе деятельности, на занятиях, праздниках, творчески самовыражаться, что послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и со взрослыми в ДОУ и семье.
Учитывая выше изложенное, я хочу сделать вывод: игра в ритмических ансамблях развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей, развивает их эмоциональную отзывчивость.
Используемая литература:
Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, вып. 1, 2. М., 1972, 1973.
Боровик Т.А. Ти-ти ТА и ди-ли ДОН: Игровая теория музыки для детей 4−6 лет, 2008.
Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе к Орфа. –М.,Педагогика,1978.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления-М.,Просвещение,1972
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., Музыка, 1961.
Холопова В. Музыкальный ритм. М., Музыка, 1980.
Афонина Н. Ритм, метр, темп. С-П., 2001
ГригоровичЛ.А., Мацинковская Т.Д. Педагогика и психология – М.:Гардарики,2008.