Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Пьянкова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДЮЦ «Часкы» пгт. Шерегеш Кемеровской области, делится с нами профессиональным опытом по формированию этнокультурных компетенций обучающихся средствами дополнительного образования в условиях реализации ФГОС. Статья будет полезна педагогам ДО и ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Любови Михайловны:
«Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде, как показал анализ литературы, является концепция мультикультурного образования, опирающаяся на современное понимание полиэтничности. Полиэтническое общество – общество социально разнообразное, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности, при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства».
Познавательного чтения…
Перед современной педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня этнокультурной компетенции.
Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде, как показал анализ литературы, является концепция мультикультурного образования, опирающаяся на современное понимание полиэтничности. Полиэтническое общество – общество социально разнообразное, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности, при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства.
Перемены, происходящие в Российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку молодежи к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Задачей образовательных учреждений становится подготовка личности, гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой — гражданина России, мира.
Данные изменения были учтены разработчиками федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Акцент в стандарте сделан на процесс интеграции учебной и внеурочной деятельности, результатом которой должны стать универсальные учебные действия.
В структуре универсальных учебных действий особое место уделено формированию гражданской идентичности и этнической идентичности, как «специфической формы самоопределения».
Этническая идентичность пересекается с понятием этнокультурной компетентности, «как совокупности знаний о той или иной этнической общности и ее культуре». Т.В.Поштаревой дано подробное толкование этого понятия: «этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
При этом знания рассматриваются не как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностные основания, реализуемые для достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.
Цель этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленности. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность, заключается в том, что обучающийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.
Как показывает исторический опыт, этнокультурные традиции являются важнейшим инструментом формирования ценностной ориентации человека, а ценностные суждения и нормы определяют его дальнейшую деятельность, влияют на мировоззрение и методы принятия решений, в том числе и технологических.
В настоящее время важно определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образовательный процесс, которые могут использоваться, как в преподавании различных учебных дисциплин, так и в процессе воспитания.
В их числе можно выделить:
- создание и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов с учетом этнокультурного компонента, разработку авторских инновационных программ, учитывающих государственную (общероссийскую), национально-региональную и местную (локальную) специфику;
- разработку и учебную реализацию специализированных курсов по изучению этнокультурного наследия народов России;
- приобщение индивида к этнокультурным ценностям, наследию, нормам и традициям своего этноса.
Региональный компонент является составной частью школьного образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.
Культура с социологической и антропологической точки зрения является совокупностью духовных достижений человечества, объективных и надвременных явлений, которые образуют непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.
В современных гуманитарных исследованиях каждый регион России рассматривается как уникальная социальная сфера, интегрирующая неповторимые особенности национально-демографического, культурно-исторического, духовно-нравственного и педагогического характера.
Это вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания школьников на базе тех учебных предметов, основой которых является предметно-практическая деятельность с ориентацией на творческое, духовно-нравственное развитие обучающихся.
Художественная культура Кузбасса – явление очень многогранное.
Общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек выбрал самое «ценное», которое взаимосвязано с общественным и индивидуальным бытием, его духовным миром.
С целью формирования этнокультурной компетенции обучающихся в МБОУ ДО ДЮЦ «Часкы» проводится обучение детей языку, культуре и истории шорского народа. В рамках программ, отобрано и разработано содержание обучения декоративно-прикладному творчеству, традиционно сложившемуся у шорского народа, шорскому языку, краеведению, культуре и истории шорцев. Содержание каждой программы включает в себя: исторические корни и особенности возникновения шорского народа, культуры, языка, традиций и обрядов.
Для формирования этнокультурной компетенции участников образовательного процесса, педагоги ДЮЦ «Часкы», возрождая культурные традиции предшествующих поколений, изучают историю, культуру, язык, обряды и технологии традиционных художественных ремесел и в совместной деятельности с обучающимися, приобретают опыт создания изделий, традиционных для шорского народа. Следующим шагом, способствующим развитию технологий изучения языка и культуры, является интеграция их в процесс обучения и общения в целом. Процесс обучения строится преимущественно на шорском языке. Проводятся мастер-классы, открытые занятия. Традиционными стали ежегодные мероприятия: конференция «Корнями дерево сильно», Фестиваль национальных культур, Мен-телим (знатоки шорского языка) и многие другие.
Соответственно, перед педагогами дополнительного образования стоит задача корректировки дополнительных образовательных программ по изучению культуры шорского народа в рамках требований ФГОС второго поколения с учетом содержания соответствующих предметов (окружающий мир, технология, изобразительное искусство и др.).