Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Барминова Ольга Егоровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ г. Белгорода, в своей статье расскажет о технологии духовно-нравственного воспитания. Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Егоровны:
«Духовность — важная составляющая человека, обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся общество, которое на опыте убеждается, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, новейшие технологии. Духовные ценности - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия».
Полезного чтения...
Технология духовно-нравственного воспитания
Духовность — важная составляющая человека, обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся общество, которое на опыте убеждается, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, новейшие технологии. Духовные ценности - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.
Для того, чтобы выполнение задачи по воспитанию гармоничной личности стало реальностью, в человеке должен пробудиться творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Должна родиться потребность реализовать их с пользой для окружающих.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.
Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет использование новой технологий духовно – нравственного воспитания. Такой технологией является игровая сказкотерапия О.А. Шороховой, которую лучше использовать с детьми от трёх лет.
Сказкотерапия, являясь методом психологической работы с детьми, представляет естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого посредством сказки.
Методика сказкотерапии построена так, что педагог, работая с ребёнком, приходит к пониманию того, что нужно ребёнку и как ему можно это дать, т.е. сказкотерапия выполняет двоякую функцию – вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна и многомерна по форме подачи.
Сказка для обучающегося – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для обучающихся рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию детьми, а нравственный смысл остается подлинным.
Сказкотерапия - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний; которая используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Как это возможно?
Во – первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира.
Во – вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействия с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В – третьих, в сказке отсутствует прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
Работа по игровой сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности обучающихся: словесные методы (режиссёрская игра, комментирование, изодеятельность, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
В системе работы по сказкотерапии выделяют три этапа работы.
- Познавательно – аффективная ориентировка.
Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
Игровые приёмы: словесная режиссёрская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.
- Словесное комментирование – эмоционально – аффективных ситуаций.
Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.
Игровые приёмы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.
- Выражение замещающей потребности.
Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх - фантазиях по сказке.
Игровые приёмы: – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.
Игровые методы и приёмы используются в определённой последовательности.
- Словесная режиссерская игра.
Данный метод преследует три основные задачи.
- Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
- Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
- Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
- Психогимнастика.
Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.
- Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
- Отображать эмоциональные образы в темпоритмике.
- Словесное комментирование.
Реализация этого метода позволяет решать две задачи.
- Довести до обучающихся замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
- Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
- Совместная словесная импровизация.
Педагог предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными её героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
- Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Дети с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под её впечатлением ассоциативных представлениях.
- Словесное рисование.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью средств изодеятельности, обучающийся проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимают на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.
Во время проведения сказкотерапии, у детей в процессе занятий образуется набор способов разрешения трудных ситуаций, понимания механизмов их воплощения в жизнь.
Формы работы со сказкой:
- Анализ сказок.
Цель – осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
- Рассказывание сказок.
Можно рассказать сказку от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный приём позволяет поставить себя на место другого.
- Переписывание и дописывание сказок.
Переписывая сказку, обучающийся выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета, находит тот вариант разрешения ситуации, который соответствует его духовно – нравственным понятиям.
- Сочинение сказок
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности:
Жили – были.
Начало сказки, встреча с её героями.
И вдруг однажды….
Герой сталкивается с какой – то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемами детей.
Из –за этого…
Показано в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка должна быть позитивной.
Мораль сказки.
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
- Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
Сказкотерапией удобно заниматься в логопедических группах, так как оптимальное количество обучающихся на занятии не должен превышать 12 человек. Занятие проводится один раз в неделю, продолжительностью 25 – 30 минут.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи обучающихся. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять занятия, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности. В них используется большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.
Если у детей возникает утомление, занятие плавно прекращается и внимание обучающихся плавно переключается на другой вид деятельности, обычно, связанный с изодеятельностью. Очень интересна в этом плане коллективная работа по созданию картин из нарезанных ниток. Педагог выбирает плакат, иллюстрацию по теме и предлагает сделать картину. Обучающиеся с удовольствием режут разноцветные нитки на маленькие кусочки и выкладываю всю картину, закрепляя нитки белым клеем.
Выдающийся педагог, К.Д. Ушинский считал, что простые и наивные по содержанию народные сказки помогают воздействовать на души дошкольников, воспитывают нравственные чувства.
От педагогов и родителей зависит, как дети воспримут сказку. Она должна оставить впечатление, чтобы оказать нравственное влияние. Сказка интересна и понятна, потому что в ней противопоставлено добро и зло, положительные герои наделены силой, отвагой, храбростью, лучшими качествами, достойными подражания, она насыщена яркими событиями, которые легко запоминаются и, конечно, они написаны неповторимым языком.
Дети используют в жизни знания, полученные из сказок. Образы сказочных героев, их поведение, необходимо анализировать и обсуждать, тогда детям проще разобраться в своих чувствах и переживаниях. Тем самым дошкольники повышают самооценку, учатся чувствовать. Дети верят в сказки, хотя в их основе фантастика и вымысел. Дошкольники фантазируют и погружаются в сказочный мир.
В основе сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения. Сказка дает ответ, как нужно поступить в определенном случае, добро всегда побеждает. Сказкотерапия полезна для дошкольников, тем что помогает воспитать хорошего человека. Дошкольник использует этот опыт в жизни, начинает задумываться над своими поступками и поведением. В сказке нет нравоучений, но всегда есть урок, который понятен дошкольникам.
Список литературы:
- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
- Закон Божий для семьи и школы. /Сост. Прот. Серафим Слободской. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. – 672с.
- Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
- Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2010. — № 3. — с. 9—14.